Акустика корвет 75ас 001

Изготовитель : 75 АС-001 «Кливер» и 75 АС-001 «Корвет» идентичные АС, только выпускались разными заводами. Акустические системы «Кливер» выпускались заводом «Красный Луч» (г. Красный Луч), а «Корвет» – НПО «Океанприбор» (Питер).

Назначение и область применения : для высококачественного воспроизведения музыкальных и речевых программ в стационарных бытовых условиях. Рекомендуемая мощность высококачественного бытового усилителя 10 – 100 Вт. Предпочтительный вариант установки — на подставке 0,3 – 0,5 м.

Отличительной особенностью системы является то, что она обладает высоким уровнем характеристической чувствительности и способностью выдерживать высокие значения электрической мощности, что позволяет воспроизводить программы с расширенным динамическим диапазоном без заметных на слух искажений. Это дает возможность использовать 75АС-001 не только с обычными, «аналоговыми» источниками программ, но и с цифровым лазерным проигрывателем.

3-х полосная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-19 дБ) – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±3 дБ

Чувствительность: 91 дБ

Характеристическая чувствительность: 0,73 Па√Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение полного электрического сопротивления: 6,4 Ом

Предельная шумовая мощность: 100 Вт

Предельная долговременная мощность: 150 Вт

Предельная кратковременная мощность: 300 Вт

Габариты (ШхВхГ): 38,6х71х34 см

Корпус АС выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 16 мм, лицевой панели — трехслойной (фанера — ДСП — фанера) — 24 мм. В конструкции корпуса предусмотрены элементы, увеличивающие жесткость корпуса и снижающие амплитуды колебаний стенок — ребра жесткости и стяжки.

В 75АС-001 использован набор головок, разработанных для нового поколения высококачественных АС повышенной чувствительности — 100ГДН-З, З0ГДС-1, 10ГДВ-4, выпускаемые заводом «Красный Луч». Конструирование узлов головок с применением специально разработанных комплексов программ по расчету их характеристик на ЭВМ позволило создать эффективные головки с малыми нелинейными искажениями. Головки обрамлены декоративными накладками, изготовленными из пластмассы АБС-2020: накладка головки НЧ – круглая, с шестью крепежными отверстиями, накладка головок СЧ и ВЧ – прямоугольная с восемью крепежными отверстиями. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальной герметичной трубой, соединяющей лицевую и заднюю стенки корпуса. Головки расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси. При этом, с целью снижения неравномерности АЧХ звукового давления в области частот 1000 Гц, возникающей за счет отражения от лицевой панели АС, головка СЧ установлена ближе к верхнему краю лицевой панели, выше головки ВЧ.

На лицевой панели, кроме того, находится декоративный шильдик с названием АС, формой типовой частотной характеристики звукового давления и индикаторами перегрузки по НЧ, СЧ и ВЧ полосам АС; отверстие диаметром 75 мм, являющееся выходным отверстием трубы фазоинвертора длиной 91 мм. геометрические размеры фазоинвертора обеспечивают настройку на частоту 36 Гц.

Внутренний объем АС — 57 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпус АС заполнен эффективным звукопоглощающим материалом АТМ-1.

Внутри корпуса смонтированы электрические фильтры, спроектированные методами оптимального синтеза с применением ЭВМ и обеспечивающие помимо электрического разделения низко-, средне- и высокочастотных полос АС также и коррекцию амплитудных и фазовых характеристик.

Фильтры обеспечивают разделение полос: между головками НЧ и СЧ — 600 Гц; фильтр со стороны головки НЧ – 2 порядка, а со стороны головки СЧ — 3 порядка; между головками СЧ и ВЧ – 6000 Гц; фильтр со стороны головки СЧ – 3 порядка, а со стороны головки ВЧ — 4 порядка.

В конструкции фильтров применены резисторы типа С5-35В, конденсаторы типа МБГО, катушка индуктивности на пластмассовых каркасах с «воздушными» сердечниками.

В акустической системе 75 АС-001 имеется схема защиты динамиков от электрических перегрузок и индикации наличия таких перегрузок в подводимом сигнале.

При появлении на входе АС сигнала, превышающего допустимую мощность для какой либо динамика, устройство защиты снижает сигнал до безопасного значения для каждой соответствующей головки. О возникновении перегрузки в какой-либо полосе АС предупреждает свечение индикаторов на передней панели над соответствующей надписью – НЧ, СЧ или ВЧ.

Схемы защиты и индикации настроены на срабатывание при подведении к АС реально музыкального сигнала пиковой мощности 75 – 100 Вт, что соответствует уровню звукового давления не менее 110 дБ. При установленной заглушке ЗАЩИТА схема срабатывает при пиках сигнала 300 – 350 Вт, что соответствует уровню звукового давления около 116 дБ. Первый режим обеспечивает максимальную надежность; второй – максимальный динамический диапазон и используется при испытаниях на максимальную кратковременную мощность.

На основании АС расположены четыре пластмассовые ножки, а на задней стенке — клеммы для подключения подводящих проводов и розетка ЗАЩИТА для установки вилки-замыкателя, изменяющей (повышающей) порог срабатывания защиты.

Брошюры 75 АС-001, первые выпуски, в продажу не пошли:

50 АС-021, изготовленная в ВНИИРПА и переданная сначала на “ПО Вега”, а затем на “Красный луч”, и с этой акустики вышел Корвет 75 АС-001 (прислал Игорь Иванов):

3 комментария: 75 АС-001 “Корвет”

Друзья может знает кто лучше для 30 гдс фильтр такой как здесь или как в s90d твиттер 10 гдв 25 Ом нч 75 гдн 4?

У S-90D фильтр рассчитан под 20 ГДС. Да и фильтр считается с учетом всех динамиков в АС.

Я сделал как сдесь,правда одну колонку, и приятно был удивлен! 30 гдс под этим фильтром очень хорошо спелся с 75 гдн и 10 гдв 25.

Читатели со стажем, наверное, помнят многочисленные статьи об улучшении качества звучания акустических систем 10МАС-1, S-90 (35АС-212) и т.д., которые регулярно печатались в журнале “Радио“ в 70-е и 80-е годы. С появлением на внутреннем рынке импортной аудиотехники интерес к этой теме, по идее, должен бы угаснуть, но как показывает редакционная почта, это далеко не так. В эксплуатации осталось еще немало отечественных изделий, которые сейчас довольно легко “довести до ума“ — благо любые материалы и аудиофильские материалы доступны всем. Об одном таком “апгрейде“ мы сейчас и расскажем. За два дня (если не считать времени, затраченного на обдумывание и приобретение необходимых деталей) наш экспериментатор Константин Быструшкин сумел “поставить голос“ одной из лучших (если не лучшей) отечественной акустической системе 75АС-001. Уверены, что его советы помогут улучшить звучание любых “совковых“ колонок.

Акустические системы 75АС-001 (они же 150АС-001), которые под названиями “Корвет“ и “Кливер“ выпускали заводы “Океанприбор“ (Ленинград) и “Красный Луч“ (г. Красный Луч) соответственно. При этом “Корветов“ было произведено значительно больше, чем “Кливеров“. И у той, и у другой моделей совершенно одинаковые наборы громкоговорителей, схемы и конструкция. Однако “Красный луч“ помимо колонок изготавливал еще и набор динамиков для обоих вариантов АС, и поэтому некоторые аудиофилы до сих пор считают, что “Кливера“ на родных динамиках звучат лучше, чем “Корветы“. Возможной причиной этого являются “рацпредложения“, реализованные в процессе серийного выпуска последних. Так, например, со временем была упрощена рецептура многокомпонентного компаунда для пропитки диффузора среднечастотника 30ГДС-1, исключена внутренняя виброизоляция корпуса.

75АС-001 являются последней разработкой ВНИИРПА им. Попова (Ленинград), внедренной в серийное производство, и стала своеобразной “лебединой песней“ нашего колонкостроения. При проектировании впервые в отечественной практике широко применялись математическое моделирование и оптимизация параметров головок и разделительных фильтров при помощи ЭВМ. Кроме этого, АС обладают целым рядом других достоинств. Во-первых, в них установлены эффективные громкоговорители (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) нового поколения, что позволило добиться рекордной (для конца 80-х) чувствительности в 91 дБ(Вт/м). Расчет цепей на ЭВМ обеспечил широкий диапозон частот 25-25000 Гц при небольшой неравномерности АЧХ и малом уровне искажений. Во-вторых, применение фазокорректирующих цепочек в схеме разделительного фильтра и размещение в одной плоскости центров излучения ВЧ- и СЧ-головок позволило существенно улучшить равномерность ФЧХ. В-третьих, большой объем корпуса, низкая частота резонанса и большой диаметр диффузора низкочастотника обеспечивают достаточно глубокий и мощный бас. Наконец, в конструкции разделительных фильтров использованы катушки с воздушным сердечником, намотанные высококачественным медным проводом большого сечения и металло-бумажные конденсаторы МБГО, отличающиеся малыми потерями и искажениями. Элементы схемы установлены на картонном основании с использованием навесного монтажа. К сожалению, в этой большой бочке меда имеются несколько изрядных ложек дегтя. Наибольший вклад в порчу звука вносят чересчур длинные провода из ординарной “луженки“, а также многочисленные элементы схемы защиты, по которым идет звуковой сигнал к громкоговорителям. Отчасти это было оправдано: мощные 75АС-001 могли использоваться не только в быту, но и для озвучивания домов культуры, небольших дискотек и т.д. Узел содержит, помимо 2-х реле, еще 9 транзисторов, 3 светодиода, 18 обычных диодов, 40 резисторов (!) и 8 конденсаторов. И все это добро так или иначе включено в звуковую цепь! Многочисленные эксперименты показали, что вследствии высокой чувствительности АС вызвать их перегрузку в жилой комнате практически невозможно, особенно если учесть, что согласно паспортным данным, кратковременная подводимая мощность может достигать 300Вт. Короче, в реальных условиях пользы от УЗ никакой, в то время как звучание из-за него страдает изрядно. С басовиком, несмотря на отсутствие в его цепи контактов реле, дело обстоит ненамного лучше. НЧ-составляющие также проходят через плату УЗ и плавкий предохранитель на 5А. Все это приводит к существенному увеличению длины проводов малого сечения отнюдь не аудиофильского качества. Такой же кабель использован и при монтаже платы фильтра, который выполнен тоже далеко не самым оптимальным образом: элементы соединены между собой дополнительными перемычками, припаянными к пистонам на плате. Это еще больше увеличивает общую длину проводов на пути звукового сигнала. Теперь стали, наконец, понятны причины неудачных попыток сделать звучание АС более достойным с помощью аудиофильских акустических кабелей. Очевидно, что даже самый лучший из них не способен скомпенсировать потерю качества во внутренней разводке. Кстати, входные винтовые зажимы 75АС-001 также оставляют желать лучшего. Конструкция их контактных площадок такова, что делает невозможным подключение “вилочек“ и “лопаточек“, обеспечивающих удобное и надежное соединение. Более-менее удовлетворительные результаты достигаются при зажиме в них зачищенного кабеля, однако при завинчивании клемм часть жил выдавливается наружу. Ну и, наконец, вызвало удивление мизерное для столь большого внутреннего объема количество демпфирующего материала внутри корпуса. Согласно справочным данным, в 75АС-001 должен быть применен волокнистый материал АТМ-1 из супертонких стеклянных волокон, склеенных фенольными смолами. Однако по внешнему виду звукопоглотитель очень напоминал обычную вискозную вату. Из-за этого паразитное излучение звука тыльной стороной НЧ-диффузора приводит к образованию стоячих волн. Кроме того, отраженная от задней стенки корпуса волна воздействует на тыльную сторону диффузора, вызывая затягивания фронта сигнала. Как следствие — невнятное и гулкое звучание на низах.

Итак, на основании вышеизложенного были определены следующие основные направления “апгрейда“:

  • исключение лишних элементов из звуковых цепей;
  • замена внутренних проводников на высококачественные из бескислородной меди;
  • оптимизация схемы соединений для сокращения длины проводников;
  • замена входных разъемов на мощные винтовые зажимы;
  • оклейка внутренней поверхности корпуса эффективным звукопоглощающим материалом.

На предлагаемую доработку было истрачено порядка 200-300 рублей и 2 человеко-дня. Вам потребуется: 6-8 м акустического кабеля из бескислородной меди (OFC) с поперечным сечением 2.5-4 кв. мм (примерно 10-20 руб/м); две пары винтовых зажимов, желательно позолоченных, универсальной конструкции, позволяющей подключать “бананы“, “лопаточки“, “вилочки“ и голый провод (около 40 руб.); два воздушных фильтра для кухонных воздухоочистителей (продаются в магазинах “Свет“, 20 руб/шт.); немного строительного герметика или пластилина.

После того как создана необходимая материальная база, можно приступать к вскрытию. Его проще всего выполнить, уложив пациента “на спину“ громкоговорителями вверх. Теперь рекомендуем придерживаться следующей последовательности операций.

Вначале снимаются декоративные накладки громкоговорителей, а затем из корпуса извлекаются и они сами. При этом все соединительные провода аккуратно отпаиваются. Будьте особо внимательно при демонтаже низкочастотника 100ГДН-3 — этот процесс вследствии немалого веса динамика представляет собой весьма непростую задачу. Затем отвинтите шильдик платы индикации и отпаяйте соединительные провода от светодиодов. После герметизации отверстия под платой светодиоды и шильдик устанавливаются на прежнее место.

После этого через отверстие НЧ-головки можно приступить к демонтажу плат разделительного фильтра и УЗ. Но прежде нужно отпаять провода от входных клемм и розетки СГ-5 на задней стенке корпуса и отвинтить 6 гаек по периметру платы фильтра. Извлеченные платы отделяют друг от друга, после чего УЗ выбрасывается.

На следующем этапе работ необходимо удалить все соединительные проводники на плате фильтров, выпаяв их или откусив бокорезами. Оттуда вынимаются также резисторы R6, R7 и R9 (по схеме завода-изготовителя). Теперь ВЧ-головка напрямую подключается параллельно резистору R4 (“плюсом“ к С13). Соответственно, басовик должен быть подключен параллельно цепочке C12-R3 (“плюсом“ к С12). Таким образом, электрическая схема кроссоверов заметно упрощается.

Теперь надо заменить внутреннюю разводку. В данном случае при монтаже платы фильтра был использован акустический кабель Vampire Wire OFC Speaker Cable с поперечным сечением 2.5 кв.мм. Им же подключены СЧ- и ВЧ-громкоговорители. В цепи низкочастотника (от кроссовера к входным клеммам) применялся провод с увеличенным сечением проводников до 4 кв.мм., его желательно припаивать с учетом предпочтительного направления протекания тока (обычно совпадает с направлением маркировки). Следует иметь в виду, что характер звучания большинства акустических кабелей может заметно улучшиться после нескольких часов прослушивания. Поэтому будет далеко не лишним предварительно “прогреть“ новые проводники, погоняв их перед началом монтажа.

И еще несколько практических советов. Для уменьшения количества соединительных проводников целесообразно отказаться от использования монтажных пистонов на плате фильтров, а вместо них применять выводы резисторов и конденсаторов, припаивая остальные элементы схемы непосредственно к ним. Для уменьшения влияния возвратного тока мощного басовика на цепи СЧ- и ВЧ-головок подключение минусовой шины НЧ-, СЧ-, и ВЧ-звеньев к “минусу“ входной шины следует произвести только в одной точке. Для этой цели удобно использовать соответствующий вывод конденсатора C8 или C11.

После этого плата кроссовера устанавливается на старое место в корпусе акустической системы.

Для монтажа новых входных клемм нужно снять круглую пластмассовую крышку на задней стенке АС и удалить старые, после чего расточить отверстия до необходимого диаметра. После установки универсальных зажимов к ним с внутренней стороны подключается провод от платы фильтров (если припаять его не удастся, придется применять разъемы “вилочки“, которые плотно прикручиваются гайками изнутри). Затем крышка с разъемами устанавливается на прежнее место.

Теперь можно приступить к подсоединению и установке громкоговорителей. Советуем отмерить отрезки соединительного кабеля с небольшим запасом, так как это упростит операцию. Сначала монтируется среднечастотник. Так как у 30ГДС-1 отсутствует маркировка полярности выводов, следует ее определить при помощи 1.5 вольтовой батарейки, отмечая смещение диффузора при смене ее полярности. Установив СЧ-головку, желательно загерметизировать отверстие для ввода его бокс соединительных проводов. Затем устанавливается “пищалка“, после чего динамики закрываются декоративным шильдиком. Вторые концы соединительных кабелей громкоговорителей припаиваются к выводам соответствующих элементов на плате фильтров.

Перед монтажом низкочастотника необходимо акустически задемпфировать внутренний объем корпуса. Лучше всего для этого подходит наполнитель для кухонного воздухоочистителя, представляющего собой мелковолокнистый синтетический материал. Одного листа будет вполне достаточно. Его приклеивают “Моментом“ к боковым и задней стенкам корпуса напротив отверстия НЧ-громкоговорителя. В качестве наполнителя можно использовать обычную техническую или вискозную вату, поместив их внутрь корпуса. При определении оптимального количества ваты рекомендуется придерживаться норм для оптимального демпфирования: 8-11 кг на куб. м. внутреннего объема.

Последними операциями являются подключение басовика к плате фильтра и его установка в корпусе колонки, а также монтаж декоративного кольца-накладки на громкоговоритель.

Ну а теперь можно приступить к самой приятной части — прослушиванию доработанных колонок и оценке полученных результатов. Субъективная экспертиза звучания “Корвет 75АС-001 SE“ проводилась при подключении их к стереосистеме в составе CD-проигрывателя Sony CDP-761E и усилителя Sony TA-F511. В качестве межблочного кабеля использовалась полуметровая пара Monster Cable Interlink 300, а в качестве акустического — двухметровые отрезки Jamo с поперечным сечением 4 кв. мм.

Для начала при помощи диска “Наши в городе“ (приложение к “Салону AV“ 3/98) была проверена правильность фазировки подключения громкоговорителей в колонках. Если все было сделано правильно, то при воспроизведении синфазных источников виртуальный источник розового шума будет находится точно посередине между колонками, а при противофазных — “разбегаться“ к акустическим системам. В противном случае, перед проведением дальнейших прослушиваний есть смысл еще раз внимательно проверить правильность выполнения монтажа.

Затем звучание колонок оценивалось при помощи записей самых разных музыкальных жанров и направлений, включая классическую и популярную музыку: “The best of Mozart“ (1996 Karussell International), “The best of Batch“ (1996 Karussell International), “Famoust balet“ vol.1 и 2 (“The rose collection“/Elar music a/s 1992), Paul Mauriat — “Nostaljazz“ (Philips 512 146-2 DDD 1992 Phonogram), The Beatles — “Please, Please Me“ (Parlophone/EMI), The Beatles — “Rubber Soul“ (Parlophone/EMI), Deep Purple — “Machine Head“ (EMI) и т.д.

По сравнению и исходным вариантом, звучание АС существенно изменилось. Особенно заметные перемены произошли в средне- и высокочастотном диапозонах. Звук стал по-настоящему прозрачным и кристально чистым, при этом он обогатился тончайшими нюансами и музыкальными деталями, которых раньше слышно не было. Например, шелест металлических щеток по тарелкам был воспроизведен необычайно достоверно, в то время как в исходном варианте колонок их звук имел несколько шумоподобный характер. Внесенные изменения явно пошли на пользу и низкочастотному диапозону: бас стал заметно более четким и собранным. По всей видимости, это объясняется не только введением звукопоглотителя внутрь корпуса, но и улучшением демпфирования басовика благодаря использованию гораздо более низкоомного кабеля с большим сечением. Одним словом, эффективность модернизации очевидна и с лихвой окупила все затраты на ее проведение.

Существуют ли резервы дальнейшего повышения качества звучания 75АС-001? Значительного улучшения ожидать не приходится, так как предложенный комплекс мер позволяет исключить наиболее явные ляпы и недоработки в их схеме и конструкции. Однако слегка “подшлифовать“ и “вылизать“ их, по видимому, можно. Например, установив вторую пару винтовых зажимов и реализовав вариант подключения к усилителю методом bi-wiring. Не исключено, что, подобрав к 75АС-001 другие типы акустических кабелей, можно добиться их более сбалансированного и утонченного звучания. Замена металло-бумажных конденсаторов в цепях прохождения звукового сигнала на плате фильтра на равные по емкости полипропиленовые или иные аудиофильского класса может дать ощутимый на слух результат. Наконец, сегодня имеется огромный выбор различных вибропоглощающих прокладок и шайб для установки громкоговорителей, специальные покрытия для оклейки внутренней поверхности корпусов. Но здесь не следует забывать о принципе разумной достаточности: каждое последующее улучшение будет стоить все дороже и дороже. Особенно если учесть, что 75АС-001 имеют ряд принципиально неустранимых недостатков. Во-первых, большая ширина передней панели неизбежно приводит к дифракции звуковых волн, и как следствие, к окраске звучания и неравномерности АЧХ. Во-вторых, большое расстояние между НЧ- и СЧ-громкоговорителями приводит к тому, что более-менее однородное звуковое поле в широкой полосе частот обеспечивается на расстоянии не менее 2-3 метров от АС, и в малогабаритных помещениях они звучат весьма своеобразно. В-третьих, мощные неэкранированные магнитные системы НЧ- и СЧ-динамиков не позволяют использовать их в системах “домашнего театра“. В-четвертых, несмотря на высокую чувствительность, 75АС-001 плохо работают с ламповыми усилителями, так как тяжелый басовик требует эффективного демпфирования низким выходным импедансом. Есть еще “в-пятых“ и “в-шестых“. Но в любом случае, если вы умеете и любите что-либо делать своими руками, от любой переделки вы получите настоящее удовольствие.

Речь пойдет об одной из последних внушительных разработок отечественных колонкостроителей, которая, в связи со сменой ГОСТов и разными производствами, получила множество названий. Эта акустическая система наиболее известная как «Корвет» 75АС-001, также именовалась “Кливер” 75АС-001”, “Корвет” 150АС-001”, “Кливер” 150AC-001”, “Korvet 300”. Но с названиями разберемся немного позже.

Для начала хочу отметить, что, по утверждениям большинства современников этих колонок, с которыми мне довелось общаться, да и просто людей, хорошо разбирающихся в акустических системах, — эта разработка ВНИИРПА им. Попова стала лучшей АС в СССР. Итак, под катом — традиционные для этого цикла описания возможностей советских инженеров и условий, в которых они работали, а также краткий обзор того, что им удалось создать, т. е. “Корвет” 75 АС-001.

Разработка в условиях перестройки, гласности и плюрализма

Можно сказать, что приснопамятные “перестройка”, “гласность” и всё, что там было в комплекте с ними после 1985-го года, некоторое время позитивно отражалось на разработке советской аудиотехники. Так в Союзе появилось больше западной аппаратуры, больше литературы с загнивающего Запада, к мнениям классово чуждых инженеров стали чаще прислушиваться.

Плоды либерализации не заставили себя долго ждать. В конце 1986-го года группой инженеров ВНИИРПА им. Попова была начата разработка акустической системы, с невиданными для того времени характеристиками.

По утвержденному техзаданию — это должна была быть АС с высоким уровнем чувствительности, способностью выдерживать значения кратковременной мощности более 250 Вт, обладать эффективной защитой от перегрузок.

Кроме того, сверху, узнав о столь перспективной и амбициозной разработке, спустили задачу подготовить АС к штурму забугорных прилавков. Ибо после усилителя “Бриг” и электрофона “Корвет” (к коим ещё Лихницкий руку приложил) у советского хайфая не было весомых побед за ржавеющим железным занавесом.

Для реализации настолько амбициозной задачи были собраны лучшие специалисты ВНИИРПА им. Попова. Моделирование и определение оптимальных параметров громкоговорителей и разделительных фильтров впервые проводилось на компьютерх.

Учитывая необходимость в экспортном варианте, были задействованы все возможные ресурсы, включены все механизмы, благодаря чему образцы новой АС были готовы к испытаниям меньше чем за 2 года, что можно считать Стахановским результатом для советского колонкостроения.

Первый блин комом

Несмотря на “зеленый свет”, первый прототип, который был почти запущен в крупную серию, провалил последние испытания. Не многие знают о том, что в первом варианте АС планировалось 2 фазоинвертора.

Неправильный акустический расчет этих фазоинверторов приводил к появлению выраженных и крайне нежелательных резонансных мод, которые не лучшим образом вели себя со сложным музыкальным сигналом.

Этот недостаток стал критическим для того, чтобы не пустить колонки в массовое производство. Интересно, что паспорта на новую продукцию уже напечатали. Картинка, любезно опубликованная ldsound.ru, свидетельствует о том, что на ранней версии документации было размещено изображение колонок с двумя фазоинверторами.

Недостатки с расчетом фазоинвертора быстро устранили и в том же году представили на испытания прототип, который впоследствии стал серийным образцом. “Канонический” фазоинвертор этой акустики был спроектирован с диаметром трубы 75 мм, длиной 91 мм, что обеспечивало настройку на 36 Гц.

Конструкция, особенности и технические характеристики

План по созданию конкурентоспособной на западном рынке советской акустики был не просто выполнен, в реалиях перестроечного ”совка” казалось невозможным появление таких колонок. В то время технические решения, использованные в 75АС-001, использовались преимущественно в хайэнд сегменте.

Акустика получила лучшие, из производившихся в то время в Союзе, динамики НЧ — 100ГДН-3, среднечастотные — 30ГДС-1 и купольные твитеры — 10ГДВ-4. Для 1988-го года это было новое поколение громкоговорителей, которые смогли обеспечить чувствительность 91 дБ(Вт/м), сравнимую с лучшими образцами японской и европейской акустики того времени.

Был существенно увеличен частотный диапазон, колонки смоли воспроизводить НЧ-спектр, начиная с 25 Гц, а твиттеры вообще выходили за пределы частотного восприятия и могли излучать ультразвук на частоте 25 000 Гц.

Неравномерность АЧХ не превышала -3 дБ, искажения во всем спектре частот и во всём диапазоне рабочей долговременной мощности находились в пределах 1% (вероятно, были меньше, но точность измерения не позволяла этого определить). Удивительным для советской акустики стала высокая равномерность ФЧХ, достигнутая благодаря удачной конструкции фильтров.

Для полноценного представления об устройстве предлагаю оценить технические характеристики:

  • Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-19 дБ) – 25000 Гц;
  • Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±3 дБ;
  • Чувствительность: 91 дБ;
  • Характеристическая чувствительность: 0,73 Па√Вт;
  • Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом;
  • Минимальное значение полного электрического сопротивления: 6,4 Ом;
  • Предельная шумовая мощность: 100 Вт;
  • Предельная долговременная мощность: 150 Вт;
  • Предельная кратковременная мощность: 300 Вт;
  • Масса: 30 кг;
  • Габариты (ШхВхГ): 38,6х71х34 см.

Ещё одной характерной особенностью стал оптимальный, достаточный для динамиков объем корпуса и применение эффективного демпфирующего материала АТМ-1 из штапельных супертонких стеклянных волокон. Это позволило при оптимальном демпфировании обеспечить выразительное, “глубокое” воспроизведение НЧ.

Впервые в советской АС использовался навесной монтаж на картонном основании. В конструкции фильтра использовались катушки с воздушным сердечником с проводом достаточного сечения. Также применялись металло-бумажные конденсаторы МБГО оптимальной емкости, для которых были характерны небольшие потери и незначительные искажения.

С точки зрения звука, по мнению одного из авторитетных авторов портала “схем нет”, самой вредной штукой стала система защиты. Учитывая назначение устройства, особенности его применения и внушительную мощность, его антиперегрузочные лимиттеры оказались лишними.

А насколько они вредны для звука, люди, разбирающиеся в схемотехнике и электроакустике, могут сделать вывод по приведенной ниже схеме.

Также многие утверждают, что существенный вред звуку наносят несоразмерной длины кабели, которые применялись для того, чтобы использовать акустику не в бытовых, а в т. н. полупрофессиональных условиях (корпоративные сборища, школьные дискотеки и т.п.).

Серийное производство

От системы сложно убежать, особенно от советской. Можно найти талантливых инженеров, закупить для изучения образцы забугорной техники, обеспечить разработчиков “зеленым светом” на получение дефицитных приборов и материалов в тихом омуте плановой экономики, открыть все бюрократические “замки” “фомкой” административного ресурса”, но где-нибудь прочная регрессивная система все равно подложит свинью.

В данном случае такой свиньёй стало серийное производство. Там, где не смог сэкономить беспощадный советский рационализатор, где не халтурил советский инженер, куда не сунул свой вездесущий нос советский руководитель, и не приплёл идеологию комсорг, “спасла” жилистая рука пролетария.

Новая акустика пошла в серию с названиями “Корвет“ и “Кливер“. Её серийным выпуском озадачили флагман производства советского хайфая “Океанприбор“ (в Питере) — “Корвет” и завод “Красный Луч“ (в г. Красный Луч) — ”Кливер”, на котором по совместительству изготавливали динамики для этой акустики.

Первой проблемой серии стало моментальная замена высококачественного демпфирующего АТМ-1 (зачем-то очень нужного рабочим этого предприятия) на банальную вату. Причем хорошо, если ваты закладывалось адекватное количество.

Второй проблемой стали производственные “рацухи” начала 90-х, которые в основном касались “Океанприбора” (на это в своих воспоминаниях жаловался ещё Лихницкий). Сначала сделали проще рецептуру многокомпонентного компаунда, которым пропитывали диффузоры СЧ-драйверов 30ГДС-1. Потом исключили “за ненадобностью” внутреннюю виброизоляцию корпуса АС.

Несколько по иному обстояло дело с экспортным вариантом акустики, который конструктивно не отличался от своего собрата для внутреннего рынка. При этом воровали на его производстве, судя по сохранившимся экземплярам, вероятно меньше. О его дизайне и особенностях можно судить по фото, опубликованным уже упомянутым ldsound.ru

Эпилог

Массовый серийный выпуск последнего внушительного достижения в советском HI-FI продолжался до 1992-го года, после этого объемы производства резко упали, а потом и вовсе прекратились. На мой взгляд, история этой АС, как и прочих серьезных разработок в области аппаратуры высокой верности воспроизведения, демонстрирует способности советских инженеров, качество их образования и квалификации. Кроме того, дает возможность оценить полную нежизнеспособность советской системы вознаграждения за труд, управления производством бытовой аппаратуры и плановой экономики.

Джинса

В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения.

Оцените статью
Ремонт оргтехники
Добавить комментарий