Алфавит в кодировании информации

Алфавит в кодировании информации

Кодсистема условных знаков (символов) для передачи, обработки и хранения информации (сообщения).

Кодирование — процесс представления информации (сообщения) в виде кода.

Все множество символов, используемых для кодирования, называется алфавитом кодирования. Например, в памяти компьютера любая информация кодируется с помощью двоичного алфавита, содержащего всего два символа: 0 и 1.

Научные основы кодирования были описаны К.Шенноном, который исследовал процессы передачи информации по техническим каналам связи (теория связи, теория кодирования). При таком подходе кодирование понимается в более узком смысле: как переход от представления информации в одной символьной системе к представлению в другой символьной системе. Например, преобразование письменного русского текста в код азбуки Морзе для передачи его по телеграфной связи или радиосвязи. Такое кодирование связано с потребностью приспособить код к используемым техническим средствам работы с информацией (см. “Передача информации”).

Декодированиепроцесс обратного преобразования кода к форме исходной символьной системы, т.е. получение исходного сообщения. Например: перевод с азбуки Морзе в письменный текст на русском языке.

В более широком смысле декодирование — это процесс восстановления содержания закодированного сообщения. При таком подходе процесс записи текста с помощью русского алфавита можно рассматривать в качестве кодирования, а его чтение — это декодирование.

Цели кодирования и способы кодирования

Способ кодирования одного и того же сообщения может быть разным. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя английский алфавит. Иногда так приходится поступать, посылая SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или отправляя электронное письмо на русском языке из-за границы, если на компьютере нет русифицированного программного обеспечения. Например, фразу: “Здравствуй, дорогой Саша!” приходится писать так: “Zdravstvui, dorogoi Sasha!”.

Существуют и другие способы кодирования речи. Например, стенографиябыстрый способ записи устной речи. Ею владеют лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Стенографист успевает записывать текст синхронно с речью говорящего человека. В стенограмме один значок обозначал целое слово или словосочетание. Расшифровать (декодировать) стенограмму может только стенографист.

Приведенные примеры иллюстрируют следующее важное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств. Если надо записать текст в темпе речи — используем стенографию; если надо передать текст за границу — используем английский алфавит; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, — записываем его по правилам грамматики русского языка.

Еще одно важное обстоятельство: выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом ее обработки. Покажем это на примере представления чисел — количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число “тридцать пять”. Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: “35”. Второй способ не только короче первого, но и удобнее для выполнения вычислений. Какая запись удобнее для выполнения расчетов: “тридцать пять умножить на сто двадцать семь” или “35 х 127”? Очевидно — вторая.

Однако если важно сохранить число без искажения, то его лучше записать в текстовой форме. Например, в денежных документах часто сумму записывают в текстовой форме: “триста семьдесят пять руб.” вместо “375 руб.”. Во втором случае искажение одной цифры изменит все значение. При использовании текстовой формы даже грамматические ошибки могут не изменить смысла. Например, малограмотный человек написал: “Тристо семдесять пят руб.”. Однако смысл сохранился.

В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст. Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука под названием криптография (см. “Криптография”).

История технических способов кодирования информации

С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели С.Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.

Сэмюэль Финли Бриз Морзе (1791–1872), США

Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире). Буквы отделяются друг от друга паузами — отсутствием сигналов.

Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия “SOS” (Save Our Souls — спасите наши души). Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе, применяемом к английскому алфавиту:

Три точки (буква S), три тире (буква О), три точки (буква S). Две паузы отделяют буквы друг от друга.

На рисунке показана азбука Морзе применительно к русскому алфавиту. Специальных знаков препинания не было. Их записывали словами: “тчк” — точка, “зпт” — запятая и т.п.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом. Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Например, код буквы “Е” — одна точка, а код твердого знака состоит из шести знаков. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому приходится для разделения использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используется три знака: точка, тире, пропуск.

Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два разных вида сигналов. Не важно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала. Длина кода всех символов одинаковая и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста. Поэтому пропуск не нужен.

Жан Морис Эмиль Бодо (1845–1903), Франция

Код Бодо — это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. Благодаря этой идее удалось создать буквопечатающий телеграфный аппарат, имеющий вид пишущей машинки. Нажатие на клавишу с определенной буквой вырабатывает соответствующий пятиимпульсный сигнал, который передается по линии связи. Принимающий аппарат под воздействием этого сигнала печатает ту же букву на бумажной ленте.

В современных компьютерах для кодирования текстов также применяется равномерный двоичный код (см. “Системы кодирования текста”).

Методические рекомендации

Тема кодирования информации может быть представлена в учебной программе на всех этапах изучения информатики в школе.

В пропедевтическом курсе ученикам чаще предлагаются задачи, не связанные с компьютерным кодированием данных и носящие, в некотором смысле, игровую форму. Например, на основании кодовой таблицы азбуки Морзе можно предлагать как задачи кодирования (закодировать русский текст с помощью азбуки Морзе), так и декодирования (расшифровать текст, закодированный с помощью азбуки Морзе).

Выполнение таких заданий можно интерпретировать как работу шифровальщика, предлагая различные несложные ключи шифрования. Например, буквенно-цифровой, заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите. Кроме того, для полноценного кодирования текста в алфавит следует внести знаки препинания и другие символы. Предложите ученикам придумать способ для отличия строчных букв от прописных.

Читайте также:  Как объединить страницы в контакте

При выполнении таких заданий следует обратить внимание учеников на то, что необходим разделительный символ — пробел, поскольку код оказывается неравномерным: какие-то буквы шифруются одной цифрой, какие-то — двумя.

Предложите ученикам подумать о том, как можно обойтись без разделения букв в коде. Эти размышления должны привести к идее равномерного кода, в котором каждый символ кодируется двумя десятичными цифрами: А — 01, Б — 02 и т.д.

Подборки задач на кодирование и шифрование информации имеются в ряде учебных пособий для школы [4].

В базовом курсе информатики для основной школы тема кодирования в большей степени связывается с темой представления в компьютере различных типов данных: чисел, текстов, изображения, звука (см. “Информационные технологии” ).

В старших классах в содержании общеобразовательного или элективного курса могут быть подробнее затронуты вопросы, связанные с теорией кодирования, разработанной К.Шенноном в рамках теории информации. Здесь существует целый ряд интересных задач, понимание которых требует повышенного уровня математической и программистской подготовки учащихся. Это проблемы экономного кодирования, универсального алгоритма кодирования, кодирования с исправлением ошибок. Подробно многие из этих вопросов раскрываются в учебном пособии “Математические основы информатики” [1].

1. Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

Общее понятие кодирования информации

Познание окружающего мира начинается с восприятия его человеком с помощью органов чувств. Зрение, вкус, слух, обоняние, осязание доводят до нашего сознания информацию о самых разнообразных свойствах предметов, а также явлениях и процессах, происходящих вокруг нас. Эта информация поступает к нам в виде набора символов или сигналов. Однако если эти символы или сигналы никому не ясны, то информация будет бесполезной. Поэтому требуется язык общения, который будет понятен всем.

Естественные и формальные языки представления информации

Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.

  • естественные (например, мимика и жесты, музыка, живопись, речь человека);
  • формальные (например, математическая символика, чертежи и схемы, нотная грамота, языки программирования).

Естественный язык можно формализовать. Так для формализации музыки изобрели нотную грамоту, для формализации речи создали национальные алфавиты (например, латинский ($26$ символов), русский ($33$ символа)), кроме этого арабские цифры, азбуку Морзе и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Естественные языки развивались веками и служили для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений.

Коммуникативный язык несет в себе логическую информацию, именно с помощью него человек преобразует получаемую информацию в знания и передает эти знания другим людям.

Алфавиты представления информации

Первобытные люди для обозначения каждого нового предмета придумывали новые имена. Для получения необходимого разнообразия имен, названий они стали комбинировать звуки таким образом, чтобы получить в результате слова. Так в ходе эволюции человека появилась идея создания конечного алфавита, т.е. некоторого фиксированного набора знаков, из которого можно составить как угодно много слов. Комбинация знаков алфавита называется словом. Из слов можно составлять фразы, которые будут нести определенную смысловую нагрузку.

Таким образом, алфавит – это упорядоченный набор символов или сигналов, который составляет основу языка.

Мощность алфавита — это количество составляющих его символов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Человек в своей практике общения использует самые разнообразные языки (например, дорожная грамота, включающая в себя знаки дорожного движения и разметки). Прежде всего, это, конечно же, языки устной и письменной речи, в том числе и иностранные.

Кроме того, человек использует ряд языков профессионального назначения. К ним относятся языки математических и химических формул, обозначений электроники (например, схема электрической цепи), языки программирования. При этом каждый язык имеет свой алфавит.

С развитием технических средств передачи информации появилась необходимость использования помимо речевых алфавитов многих других. Одним из примеров первых алфавитов, используемых в технике, является азбука Морзе, в которой каждому знаку обычного алфавита соответствует набор точек и тире.

Общее понятие кодирования информации

Воспринимая информацию, человек стал стремиться зафиксировать ее таким образом, чтобы она стала понятной для других, представляя ее в той или иной форме.

Музыкальную тему композитор может наиграть на пианино, а затем записать с помощью нот. Образы, навеянные все той же мелодией, поэт может воплотить в виде стихотворения, хореограф выразить танцем, а художник — в картине.

Люди сохраняют свои знания, записывая их на различных носителях. Благодаря чему эти знания передаются не только в пространстве, но и во времени — от одного поколения к другому.

До наших дней дошли послания предков, которые с помощью различных символов пытались изобразить себя и свои поступки в памятниках и надписях. Примером могут служить наскальные рисунки (петроглифы), которые по сей день представляют загадку для ученых. Вероятнее всего, таким образом древние люди пытались вступить в контакт с будущими поколениями и сообщить о событиях их жизни.

Каждый народ имеет свой язык, состоящий из набора символов (букв): русский, английский, японский и многие другие. Об этом уже упоминалось ранее.

Представление информации с помощью какого-либо языка часто называют кодированием.

Код — это набор символов либо условных обозначений, используемый для представления информации.

Алфавит кодирования содержит полный набор кодов.

Кодирование — это процесс представления информации с помощью кода.

Так водитель пытается передать сигнал с помощью гудка или мигания фар. В данном случае гудок (его наличие или отсутствие) – это код, а в случае световой сигнализации кодом будет являться мигание фар или его отсутствие. Пешеход встречается с кодированием информации при переходе дороги по сигналу светофора. Код определяет цвет светофора — красный, желтый, зеленый.

Естественный язык, на котором мы общаемся, тоже представляет собой код, называемый алфавитом. Во время устной речи этот код передается звуками, при письменной — буквами. Причем одну и ту же информацию можно представить различными способами. К примеру, запись разговора можно закодировать на бумажном носителе двумя способами: с помощью букв или специальных стенографических знаков.

В более узком смысле под кодированием часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, которая более удобна при хранении, передаче или обработке.

В процессе развития технических средств появлялись новые способы кодирования информации. Так во второй половине XIX века американский изобретатель Сэмюэль Морзе придумал удивительно простой код, который применяется до сих пор. Используя этот код, информацию можно представить в виде: длинного сигнала (тире), короткого сигнала (точки) и отсутствия сигнала (паузы) для разделения букв. Таким образом, принцип кодирования сводился к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке.

Люди во все времена пытались найти способы быстрого обмена сообщениями. Для этого существовали гонцы, использовались почтовые голуби. Разные народы использовали различные способы оповещения о надвигающейся опасности: это и барабанный бой, и дым костров, и набат колокола, и флаги определенных цветов и пр. Однако при передаче таким способом информации требовалась предварительная договоренность, чтобы принимаемые сообщения были поняты.

Читайте также:  Как проверить целое ли число в паскале

Знаменитый немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц предложил еще в XVII веке уникальную по своей простоте систему представления чисел, основанную на использовании вычислений с помощью двоек.

В настоящее время этот способ представления информации с помощью языка, в состав которого входит всего два символа: $0$ и $1$, называется двоичным кодированием информации и широко используется в технических устройствах, в том числе и в компьютере. Эти два символа $0$ и $1$ принято называть двоичными цифрами или битами (от англ. bit — Binary Digit — двоичный знак).

Инженеров такой способ кодирования информации привлек простотой технической реализации, поскольку при помощи $0$ и $1$ ($0$ – сигнала нет, $1$ – сигнал есть) можно закодировать любое сообщение.

Каждому человеку ежедневно в бытовых условиях приходится сталкиваться с устройствами, которые могут находиться только в двух устойчивых состояниях: включено или выключено. И это хорошо известные всем выключатели. Однако изобрести выключатель, который был бы способен устойчиво и быстро переключаться в любое из $10$ состояний, оказалось невозможно. В итоге после ряда неудачных попыток разработчики сделали вывод о невозможности создания компьютера на основе десятичной системы счисления. Поэтому представление чисел в компьютере осуществляется с помощью двоичной системы счисления.

Способ кодирования информации зависит от цели, которая при этом должна быть достигнута. Целью может являться сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, или, напротив, достижение взаимопонимания. Например, система дорожных знаков, флажковая азбука на флоте, специальные научные языки и символы ― химические, математические, медицинские и др., предназначены для того, чтобы люди могли общаться и понимать друг друга. От того, как представлена информация, зависит способ ее обработки, хранения, передачи и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Конспект урока «Кодирование информации», 7 класс

Цель урока: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов, отметить роль кодирования информации, научить учащихся кодировать и декодировать информацию.

Реализация целей определяется формулой:

ПОЗНАНИЕ + УВЛЕЧЕНИЕ + САМОВЫРАЖЕНИЕ + ОБЩЕНИЕ + РАЗВЛЕЧЕНИЕ = ИНТЕЛЛЕКТ

Дать понятие о видах кодировок и их использовании.

Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.

Развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в гости на урок пришли Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Они пришли не просто так. Уважаемые господа узнали, что учащиеся 5 класса изучают сегодня тему «Кодирование информации» Сегодня мы с вами отправимся в город Шифроград, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать. Шерлок Холмс и доктор Ватсон открывают школу детективов и набирают в эту интересную школу учеников, но набирают только тех, кто умеет кодировать. Вот вам и предстоит выдержать несколько испытаний, прежде чем некоторые из вас станут учениками этого учебного заведения. Интересно? Попробуем? Тогда начнем!

Условия приема в Школу детективов:

1. За каждый верный ответ – один шерлок;

2. Поступят те, кто наберет большее количество шерлоков.

2. Повторение материала прошлого урока.

Действительно, город, который мы с вами посетим, называется Шифроград. Нам предстоит решить множество непростых задач.

В городе Шифроград живут удивительные люди. Всю информацию, которую они получают или передают, они кодируют. А вот что же такое кодирование информации, нам и предстоит выяснить. Но в начале жители хотели бы узнать о вас побольше, достойны ли вы посетить их город. Первое задание, которое они вам предлагают – «Разгадай кроссворд». Для того чтобы, это сделать нам необходимо вспомнить некоторые термины с прошлого урока. У вас на столах лежит кроссворд, который вы сейчас должны разгадать (ребята работают в парах). (карточка 1)

Приступайте к работе.

1. Устройство вывода звука
2. Системный …..
3. Разновидность носителя информации
4. Основное устройство ввода информации путем нажатия клавиш
5. "Мозг" компьютера
6. Набор символов (букв) в языке
7. На рабочем столе есть ярлыки и …..
8. Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки
9. Устройство визуального отображения информации
10. Человек, при помощи какого чувства получает больше всего информации?

Давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (ребята объясняют)

У.: Молодцы, вы очень хорошо справились. Жители города довольны. Теперь настало время перейти к самому вопросу кодирования. Внимание, ребята, на экран.

3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентации.).

Итак, мы с вами еще раз озвучили тему урока «Кодирование информации». Запишите тему урока в тетради. Информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.

Ребята, запишите в тетрадях определения: (2 слайд)

Код – это система условных знаков для представления информации.

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. (3 слайд) Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

С помощью букв и знаков препинания кодируется текст. При этом одна и та же информация может быть закодирована по-разному: по-русски, по-английски, по-немецки, по-француски. (слайд 4)

Числа кодируются с помощью цифр: рабских или римских. В этом случае меняется способ кодирования информации. Например, на слайде показаны разные записи одного и того же числа 12. (слайд 5)

Музыку можно закодировать с помощью специальных знаков – нот (слайд 6)

Дорожные знаки – это сообщения водителю, закодированные при помощи специальных символических рисунков (слайд 7)

Товары в магазине маркируют при помощи штрих-кода, который содержит информацию о продукции и ее произволителе. Штриховой код – это последовательность черных и белых полос, которая кодирует информацию в виде, удобном для считывания техническими устройствами. (слайд 8)

Человек работает за компьютером, набирает на клавишах буквы и цифры. Компьютер понимает двоичный код в виде нулей и единиц. Каждому символу, который вводится с клавиатуры, соответствует последовательность из восьми 0 и 1. (слайд 9)

Радист получил сообщение, переданное азбукой Морзе. Из точек и тире сложились буквы, из букв – текст. С соседнего корабля просигналили флажками. Сообщение было принято и передано радиограммой в штаб флота. ( слайд 10)

Примерами кодов могут быть почтовые индексы (слайд 11)

Азбука Брайля (слайд 12)

И, наконец, школьное оценивание (слайд 13) Код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).

5. Продолжение изучения темы урока

Читайте также:  Прикольные ники на русском для парней

Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.

— вспомните, какие виды информации по форме представления мы знаем?

Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации: (слайд 14)

числовой – с помощью цифр;

символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

графический – с помощью рисунков или значков.

Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.

Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Итак, Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими)

Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими)

Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответы ребят)

Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.

Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр: (слайд 15)

Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:

Молодцы, значит мы можем сделать вывод если перед V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот если число I стоит после числа V, то единица прибавляется

Итак, перед вами лежит карточка № 2 вы должны соединить стрелочкой правильный ответ. (Работа в парах)

Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками.

А, теперь давайте проверим (на слайде появляется правильный ответ).

Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.

В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице. (См. приложение 1)

Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Ответ ребят)

Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе.

Таблица кода Морзе (см. приложение 1).

Закодируйте слово с помощью “Таблицы кода Морзе”.

А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками (на слайде появляется правильный ответ).

Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.

Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? (Ответы ребят) Как вы обозначали осадки? (Ответы ребят)

Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.

6. Выполнение практической работы.

Ребята, раз у нас на дворе зима и скоро новый год давайте мы с вами представим зимний день и как тихонечко подают снежинки и попробуем нарисовать снежинку в графическом редакторе Paint (звучит музыка, ребята выполняют практическую работу).

Откройте графический редактор.

А, теперь оцените, пожалуйста, свою работу.

Молодцы, давайте посмотрим, какие получились у вас новогодние снежинки.

У. Внимание! Из Шифрограда к нам поступила новая информация, но что это с ней такое, здесь сплошные цифры?

Возможно, она закодирована.

У.: Да, но это очень странный код. А как вы думаете, что надо обязательно знать, чтобы работать с кодами и шифрами

(варианты ответов детей)

Нам нужно знать код, при помощи которого была зашифрована информация. Давайте попробуем решить послание жителей Шифрограда

(Дети декодируют послание из Шифрограда)

“Молодцы, вы правильно догадались. Добро пожаловать в Шифроград!”

Я согласна с жителями города, вы действительно молодцы. Вы справились с заданием. Я вас поздравляю. Ворота города теперь открыты для нас.

Один из способов Замена буквы её порядковым номером в алфавите (слайд 19)

В качестве одного поучительного примера о том, что бывает, когда люди (источник и приемник информации) по-разному воспринимают сигналы, я перескажу вам сказку Джозеф Редьярд Киплинг «Как было написано первое письмо». Итак, в одном первобытном племени жила девочка по имени «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья» (ее сокращенное имя – Таффи). Как-то раз Таффи с отцом отправились на рыбалку. Удочек тогда еще не было, и Таффин папа бил рыбу прямо копьем. Но – вот неудача – копье сломалось. По счастью, в это время мимо проходил незнакомец, и Таффи быстренько решила отправить его к маме за новым копьем. Правда, оказалось, что Незнакомец не знает языка Таффиного племени, но Девочку-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья это не смутило. Она решила все объяснить маме с помощью рисунка, на куске коры она нацарапала себя, папу со сломанным копьем, целое копье, Незнакомца, который это копье несет, бобров, мимо которых должен пройти Незнакомец, чтобы добраться до маминого жилища, и, наконец, маму с новым копьем. Таффи решила, что здесь все понятно. Незнакомец тоже решил, что здесь – все понятно. Но ему было «все понятно» совершенно по-своему. Он решил, что отец Таффи – вождь, на которого напали враги и который зовет на помощь свое племя. За врагов Незнакомец принял бобров (видимо, на Таффином рисунке отличить человека от бобра было не просто). Незнакомец честно отнес рисунок маме. И той тоже было «все понятно». Но ей было «понятно» вот как: Незнакомец напал на ее мужа и проткнул его копьем, и еще целая шайка врагов (все-таки Таффи не мешает поучиться рисовать бобров так, чтобы они отличилась от людей!) готовится к нападению. Бедному Незнакомцу не поздоровилось! К счастью, в конце концов, все недоразумения разъяснились, и все кончилось благополучно.

Для нас интересно соотношение «смысл-данные». Таффи, Незнакомец и мама пользовались одними и теми же данными – Таффиным рисунком. Но правила декодирования каждый применял свои. В результате из одних и тех же данных (сигналов, кодов) все извлекали разный смысл.

И, наконец, наши гости подготовили Вам задания:

Ребята, пожалуйста, приступайте к их выполнению, используя Азбуку Морзе (слайд 20)

Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Дорогие ребята! Вы все нам очень понравились. Вы такие умные, сразу видно, что не просто просиживаете уроки в ожидании звонка. В вас есть желание учиться, есть любознательность. И поэтому, посовещавшись, мы решили всех вас принять в нашу школу Детективов.

7. Домашнее задание.

А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 21)

Используя любой способ кодировки закодировать новогоднее поздравление.

Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:

Пусть это будет синквейн (слайд 22)

Имя существительное – кодирование

Два слова – прилагательные

Три слова – глаголы

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или одно предложение) – ваше личное отношение к объекту

Одно слово – синоним (вывод, заключение)

7. Оценки за урок.

И.А.Иванова, Информатика, 5класс: Практикум. Саратов, Лицей, 2005

Л.Босова, Информатика, учебник 5 класс, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2007

Л.Босова, Рабочая тетрадь, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2007

Л.Босова, А.Босова, Уроки информатики в 5-7 класса, Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2007

Н.А.Югова, Р.Р.Камалов, Поурочные разработки по информатике, 5 класс, Москва, «Вако», 2009

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector