Тим Кук продажный?
На днях издание The Flow заметило, что в топ стримингового сервиса Apple пролезли неизвестные музыканты. Ноунейм-артистов объединяли похожие имена, все – в честь испанских городов: Бильбао, Мендоза, Картахена и Мурсия.
Пока фрешмены занимали места в первой десятке, меломаны искали их в соцсетях – бесполезно, фантомные музыканты будто появились на свет, за день написали альбом и взорвали топ Apple Music.
Спустя некоторое время выяснилось, что музыка, выдаваемая за творчество «испанцев», принадлежит Сэму Каштану. Это YouTube-блогер, который занимается на своем канале Red Lamp (233К подписчиков) созданием треков в стиле определенных музыкантов. По его словам, неизвестные украли его ранние треки и демки, которые он выкладывал в свободном доступе в VK и не планировал монетизировать.
В настоящий момент пластинки ноунеймов уже удалены из медиатеки Apple. Но как альбомы неизвестных людей синхронно вылетели на первые места в музыкальных чартах?
По мнению автора Telegram-канала «Русский шаффл» Олега Кармунина, мошенники использовали накрутку. Коллега, занимающийся музыкальным бизнесом, на условии анонимности рассказал Олегу, что в топ чартов Apple действительно можно попасть за деньги. Разные серые конторы якобы корректируют алгоритм системы, из-за чего нужный альбом поднимается в рейтинге.
Попадание в топ-100 на неделю оценивается в 450 долларов, топ-50 – 600 долларов, топ-20 – 1000 долларов. Неделя на первом месте стоит 2500 баксов или чуть больше 160 тысяч рублей.
По информации Кармунина, поднятие в топах Apple Music и iTunes оплачивается отдельно, причем iTunes стоит чуть дороже. Возможно, из-за того, что автор получает деньги за продажу конкретного альбома, а не через мутную систему роялти за прослушивание треков.
Самое интересное тут, как ведут себя площадки. Что ютуб, что эппл, не сильно борются с хакерами. Можно было уже сто раз поменять алгоритм, все-таки большая корпорация, но лазейку для черного рынка всегда оставляют.
Telegram-канал «Русски Шаффл».
Найти исполнителей можно через поисковые системы. Например, на первой же странице выдачи Google вылезают несколько сайтов с предложениями продвинуть треки в стриминговых сервисах. Особенно забавно видеть, как на одном из них накрутчики уверяют потенциального клиента в своем профессионализме и предостерегают от связей с мошенниками.
В интервью руководителя музыкального издательства А+ Артема Боровкова за 2017 года собеседник отмечает, что современные артисты зарабатывают от iTunes и Apple Music. Доход от сервисов идет примерно в соотношении 50/50. Чтобы попасть в топ легально, нужна либо вирусная популярность, либо ротации на радио и появление в телеке. Чтобы попасть в годовой чарт iTunes, необходимо сделать как минимум 10 000 продаж альбома или трека.
Полулегальный вариант прокачки – покупка своей же пластинки. Для этого исполнитель заводит порядка 100 аккаунтов и с них приобретает один альбом.
Можно сравнить чарты iTunes и Apple Music, – там прослушивания сложнее накрутить. Эти чарты должны быть примерно одинаковыми: если в iTunes песня артиста лидирует, а в чарте Apple Music ее нет – делайте выводы сами.
«Палач» обратился за пояснением к пресс-службе Apple в России, но не получил оперативного комментария.
В начале сентрября 2018 года Apple запустила собственный хит-парад самых популярных песен в Music. Рейтинг из 100 наиболее часто прослушиваемых песен составляется как глобально (по всему миру), так и для отдельных стран.
- Как слушать в Apple Music чарты ТОП-100 лучших песен для России, США и всего мира
- Когда обновляются чарты ТОП-100?
- Как треки вообще попадают в Apple Music?
- Как накручивают прослушивания и выгодно ли это?
- Зачем было раскручивать неизвестных плагиаторов?
- Хотели заработать денег на авторских отчислениях
- Или протестировать инструменты продвижения
- Это могло быть побочным эффектом волны стримов
- Что происходит, когда треки, загруженные через автоматические дистрибьюторы, нарушают авторские права?
Как слушать в Apple Music чарты ТОП-100 лучших песен для России, США и всего мира
Чтобы открыть чарты ТОП-100, перейдите на вкладку Обзор и нажмите на раздел Топ-чарты в приложении Музыка на iPhone, iPad, Apple TV или в iTunes на Mac и Windows.
Когда обновляются чарты ТОП-100?
Топ-100 обновляется каждый день в 12 часов по стандартному тихоокеанскому времени (22 часа вечера по Москве). На плейлист можно подписаться, стримить его и загружать музыку для прослушивания в офлайн-режиме.
Ниже вы найдете плейлисты «Топ-100» лучших песен для разных стран:
Музыкальный сервис Apple Music доступен на iOS, macOS и Android. Первые три месяца 40 млн треков из «яблочной» медиатеки доступны бесплатно. Далее Apple попросит 169 рублей в месяц за одного пользователя и 269 рублей за семейную подписку до 6 человек (подробно).
Рассказывают диджитал-дистрибьюторы, представители лейблов и накрутчики
В понедельник, 18 февраля, топ-чарты российского Apple Music возглавили четыре альбома неизвестных исполнителей под именами Мурсия, Бильбао, Картахена и Мендоса. Все композиции звучали как демозаписи и были пародиями на произведения Оксимирона, Хаски, ЛСП и Егора Летова. Как минимум две композиции являются треками Сэма Каштана — ютьюб-блогера и автора канала Red Lamp с видеогайдами, как записать трек в стиле того или иного артиста. Сам Каштан отрицает какую-либо причастность к этой истории. The Village поговорил с диджитал-дистрибьюторами, представителями лейблов и накрутчиками о том, как работает индустрия накруток и каким образом релизы неизвестных артистов могли попасть в топ чартов.
Как треки вообще попадают в Apple Music?
Все композиции попадают на стриминговые платформы через дистрибьюторов. Существует два основных типа дистрибьюторов. Первый — крупные компании, которые осуществляют связь между площадками и артистами (лейблами). Такой тип отношений выгоден как лейблам, так и самим площадкам: дистрибьюторы составляют для них рекомендации, которые помогают редакторам стриминговых сервисов вовремя заметить тот или иной релиз, объясняет основатель лейбла Gentle Music Сергей Подосинов. Стриминг-площадки и дистрибьюторы вместе согласовывают различные промопланы и рекламные кампании и, по сути, сами разрабатывают топ чартов на платформах. Сервисами по дистрибуции пользуются почти все крупные лейблы, такие как Gazgolder и Black Star.
Второй тип дистрибьюторов — это автоматизированные онлайн-сервисы, которыми в основном пользуются независимые музыканты, публикующие свои треки на платформах: FreshTunes, TuneCore и CD Baby. С ними музыкант подписывает пользовательское соглашение, в котором гарантирует, что загружаемая музыка принадлежит ему. Далее весь контент проходит техническую модерацию у сотрудников агрегатора, после чего он появляется на платформах. Залитые подобным образом композиции не попадают ни на промо, ни в плейлисты, так как редакторы платформ не успевают с ними ознакомиться.
Как накручивают прослушивания и выгодно ли это?
Основной механизм накручивания треков — это имитация покупок или прослушиваний обычного пользователя. Чтобы этим заниматься, требуется большая база аккаунтов, анонимно сообщил The Village один из накрутчиков. Он также рассказал, что треки чаще всего продвигают, многократно прослушивая их на разных компьютерах. В распоряжение редакции попали расценки накрутчиков на вывод композиций в топы чартов: так, например, вывод одного трека на третье место чартов Apple Music на одни сутки обойдется в 200 тысяч рублей. В iTunes точно такая же услуга стоит всего 43 тысячи рублей.
Насколько эффективны данные способы, неизвестно. Владислав, занимающийся продвижением треков в iTunes, рассказал, что при формировании топа Apple Music учитывается большое количество факторов. По его словам, Apple тщательно скрывает свой алгоритм, при этом постоянно что-то в нем модернизируя. Еще одной помехой является то, что дистрибьюторы и лейблы постоянно борются с искусственно продвинутыми треками в стриминговых сервисах. Именно из-за этих двух факторов Владислав и большинство его коллег в основном занимаются раскруткой треков в iTunes — там главную роль в формировании чартов играют покупки.
Притом что в ни в России, ни в мире нет законов, запрещающих накручивать прослушивания, Apple Music и любые другие сервисы имеет право выводить из чартов композиции, не пользующиеся реальным спросом. «В Apple Music никогда не удаляют накрученные треки, а просто убирают их подальше — посчитают количество фейковых стримов и вычтут их из общего числа прослушиваний. По сути, трек с накрученными прослушиваниями в топе чартов — это ошибка алгоритма на стороне, а любая компания имеет право исправить свои ошибки», — объясняет Алексей Николаев, основатель и ведущий эксперт консультационного бюро InSimple.
Основная цель накрутки трека — сделать его более популярным и по возможности получить роялти, которые стриминг-сервис отчисляет артисту за каждое прослушивание. Впрочем, Николаев уверен, что накрутками пользуются только неопытные люди — фрешмены и люди, далекие от музыкальной индустрии, ведь, по его словам, выскакивание в чартах не дает долгосрочного результата: «Ты потратишь больше денег, чем соберешь».
Директор музыкального издательства «А+» Артем Боровков подтвердил, что сегодня у всех представителей музыкального бизнеса есть информация о стоимостях вывода релизов в чарты стриминг-сервисов. Однако Боровков согласен с Николаевым в том, что продвигать таким способом музыку дорого и неэффективно.
Зачем было раскручивать неизвестных плагиаторов?
История со странным появлением неизвестных релизов в топе чартов интересна и тем, что во всех этих композициях были заведомо нарушены авторские права, из-за чего их сразу же удалили с платформы. У попадания треков в топ чартов есть несколько версий:
Хотели заработать денег на авторских отчислениях
Руководитель лейбла «Саппорт-музыка» Даниэль Блехер сомневается, что кому-либо было бы выгодно вкладывать средства в продвижение этих треков: «Я думаю, что на этой истории они заработали тысяч 50, не больше, а это не деньги, учитывая то, сколько в это было, скорее всего, вложено. Они сами накрутили прослушивания, каким-то образом вылезли в топы. Но за полтора дня не успели получить много прослушиваний. Не факт, что из-за накрутки им вообще перечислили авторские».
Или протестировать инструменты продвижения
Артем Боровков из «А+» также ставит под сомнение версию намеренной накрутки с целью зарабатывания денег. Артисты, скорее всего, не смогли получить за прослушивания какие-либо отчисления, так как их выплата происходит не сразу, а за определенные периоды — от одного месяца до полугода. Боровков также сказал, что у него нет однозначного ответа на вопрос, зачем кому-то выводить чужие релизы в чарты стриминг-сервисов: «В данном конкретном случае все выглядит так, что некая SMM-команда просто тестировала свои инструменты на каких-то релизах. Хотя выглядит это довольно странно. Ведь можно было потренироваться на реальных релизах реальных артистов».
Владислав, продвигающий музыку в iTunes, сомневается, что в Apple Music существует возможность искусственно выводить в топ музыкальные композиции, так как любые намеки на накрутки Apple моментально пресекает: «Появление неизвестных релизов в топе чартов — это какой-то баг Apple Music, который уже пофиксили. Никто из моих коллег не подтвердил, что он как-то к этому причастен. Зная, насколько высок спрос на этот сервис (в связи с тем, что никто не может его накрутить), то не признаться в таком сильном искусственном продвижении — это глупость».
Это могло быть побочным эффектом волны стримов
Алексей Николаев из InSimple предположил, что попадание неизвестных релизов в топ чартов могло быть побочным эффектом волны стримов, которую кто-то спровоцировал, неосторожно занимаясь накруткой: «Такое на самом деле уже случалось: несколько лет назад ребята из Black Star продвигали свой материал на рынке, пользуясь вполне себе чистыми и законными инструментами маркетинга, например посевами через VideoSeed. В результате раскрученные треки повылезали на совершенно других территориях: клип Тимати с участием Филиппа Киркорова попал в топы где-то во Франции и Италии».
Что происходит, когда треки, загруженные через автоматические дистрибьюторы, нарушают авторские права?
Если трек с накрученными прослушиваниями могут просто вывести из чартов, то композицию, в которой нарушены авторские права, полностью удаляют с сервиса. Самое страшное, что может случиться с исполнителем, нарушившим авторские права, — его релизы снимут по страйку ( обращению правообладателя. — Прим. ред.). «Если это что-то очень большое, на FreshTunes ( один из онлайн-сервисов по автоматической дистрибуции. — Прим. ред.) приходит крупный судебный иск, который перенаправляют исполнителю, загрузившему трек», — рассказывает Даниэль Блехер.
«Обычно этот процесс выглядит так: правообладатель, чьи права нарушены, направляет претензию в службу поддержки или юридический отдел стриминг-сервиса с просьбой удалить пиратский релиз и предоставить информацию об уже заработанных на нем средствах. Стриминговый сервис реагирует на это и оповещает агрегатор о конфликте прав, а тот, в свою очередь, связывается с лицом, загрузившим спорный контент на площадки. Далее есть два варианта: мирный и судебный. Обычно, если ситуация не разрешается в первые дни, магазины блокируют контент и/или замораживают выплаты роялти до судебного решения», — объясняет процедуру Артем Боровков.
В случае с композициями Мурсии, Бильбао, Картахены и Мендосы Apple Music не стал ждать обращения правообладателя и сам заблокировал контент.
В Apple Music не пояснили редакции The Village, каким именно образом композиции Мурсии, Бильбао, Картахены и Мендосы вошли в топ-10 чартов Apple Music в России. Известно, что релизы, которые попадают в чарты и плейлисты, вручную отбирают редакторы Apple, так что, несмотря на накрутки, альбомы не должны были оказаться так высоко в чартах.