Что означает else в паскале

Что означает else в паскале

Главное меню

Популярные статьи

1 Подпрограммы на паскале
2 Циклы с параметрами
3 Ткани растений
4 Письмо в прошлый век Обломову
5 Таблицы
6 Условный оператор if . then . else
7 Класс Насекомые
8 Структура программы на языке Паскаль
9 Элементы комбинаторики
10 Составление термохимического уравнения

Условный оператор if . then . else

Цель: дать понятие об условном операторе, блок-схемах, изображающих такие операторы; ввести понятие и формах записи вещественного типа real. Учить на частных примерах составлять блок-схемы и программы; вводить и выполнять программы, используя компиляторы BPW или Turbo Pascal.

Использовать программы: Barland Pascal for Windows (BPW) или Barland Pascal, или Turbo Pascal

Многие представляют ЭВМ как чисто вычислительную машину, что является заблуждением. ЭВМ способна, подобно человеку, принимать решения.
Вот некоторые простые решения, которые принимает человек в зависимости от условия.

Если пойдет дождь, тогда надо взять зонтик,
иначе, зонтик не брать.
Если в комнате темно, тогда надо включить свет.

Человек, принимая какое-то решение, может сомневаться, взвешивать, прикидывать, машина принимает решения категорически: либо — да, либо — нет и никаких сомнений.
Для реализации принимаемых решений на языке Паскаль могут быть использованы операторы if (если), then (тогда) и else (иначе).
После оператора if записывается условие, а после операторов then и else — команды, которые необходимо выполнить.

2. Блок-схемы, изображающие условные операторы

Вы уже знаете, что составление программы можно изображать геометрическими фигурами — блоками, в результате чего образуется схема программы. Такая конструкция называется блок-схемой.
Какой геометрической фигурой принято обозначать условие? Посмотрите на ниже приведенную конструкцию и вы увидите, что условие изображается ромбом (см. рис. 1).

Рис. 5


Для более ясного понимания использования этих операторов, рассмотрим следующий пример.
Пример 1. Составить программу, после выполнения которой меньшее из двух неравных чисел будет увеличено вдвое, а большее оставлено без изменения.

Блок-схема

Рис. 6
Программа

Program Problem2; < Увеличения меньшего из двух целых чисел вдвое >
uses WinCrt;
var
a, b, c : integer;
begin
write("Введите первое целое число "); readln(a);
write("Введите второе целое число "); readln(b);
if a = 0) and (y >= 0).

Program Problem7;
uses WinCrt;
var
x, y, R : real;
begin
write("Введите координаты точки "); readln(x, y);
write("Введите радиус окружности "); readln(R);
if (x*x + y*y = 0) and (y >= 0)
then writeln("Да")
else writeln("Нет")
end.

Пример 8. Составьте программы определения большего из трех действительных чисел a, b и c.


Рис. 13
Задание 4

1. Используя блок-схему составить и выполнить программу. Изменить программу так, чтобы в случае равных чисел, она выдавала "Числа равны".
2. Даны три числа a, b, c. Написать программу, в результате которой числа удвоятся, если и числа будут заменены на их абсолютные величины в прочих случаях.

8. Вычисление значений функции

Пример 9. Вычислить значение функции по формуле: .

Program Problem9;
uses WinCrt;
var
a, b, c, y : real;
begin
write("Введите значения a, b, c "); readln(a, b, c);
y := a*b + c*sin(a*b);
writeln("Значение функции равно y = ", y:6:6)
end.

Пример 10. Составить программу вычисления значения функции:

Замечание. Надо вспомнить из математики, что если обозначить , тогда логарифмируя по основанию e обе части равенства, получим: , , т. е.

Program Problem10;
uses WinCrt;
var
x, y : real;
begin
write("Введите значение аргумента x = "); readln(x);
if x 0) and (x = 1 then y := 1/(2*sqrt(x))
else y := 1/(4*exp(ln(abs(x))/4));
writeln("Значение функции равно y = ", y:6:6)
end.

Пример 12. Составить программу для вычисления значений функции, заданной графиком:

Program Problem12;
uses WinCrt;
var
x, y : real;
begin
write("Введите значение аргумента x = "); readln(x);
if abs(x)>= 3 then y := 3
else y := abs(x);
writeln("Значение функции равно y = ", y:6:6)
end.

1. Вычислить значение функции по формуле:
2. Точка плоскости задана своими координатами x, y. Написать программу, при выполнении которой определяется, принадлежит ли данная точка плоской фигуре, являющейся кольцом с центром в точке (0, 0), с внутренним радиусом 3 и с наружным радиусом 4.

Читайте также:  Забыла код на телефоне как разблокировать самсунг

3. Написать программу, при выполнении которой выводится 1, если данное число x принадлежит отрезку [a, b], где a и b заданные числа, и выводится 0 в противоположной ситуации.
4. Даны положительные числа x, y, z. Выяснить, существует ли треугольник с длинами сторон x, y, z?
5. Определить, верно ли, что при делении целого неотрицательного числа a на целое положительное число b получается заданный остаток r или s.
6. Составить программу решения биквадратного уравнения

Автор: Тишин Владимир Иванович

Зощенко М. М

Родился в семье художника в Петербурге (по другим сведениям, в Полтаве). В 1913 г. после окончания гимназии поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Не закончив курса, он отправился на фронт начавшейся первой мировой войны добровольцем; участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой, за что удостоен пяти орденов; командовал батальоном; был трижды ранен, отравлен .

Тип Кишечнополостные

Кишечнополостных насчитывается свыше 9 тыс. видов. Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные, прикрепленные к субстрату либо плавающие в толще воды. Несмотря на большое различие во внешнем строении и размерах тела кишечнополостные имеют общие черты организации, главнейшие из которых следующие: Тело мешковидное, образованное двумя слоями .

Единицы измерения времени

Единицы измерения времени Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов; смена фаз Луны влияет на высоту .

Формирование скоплений галактик

Какова бы ни была природа слабых первичных возмущений в ранней Вселенной, они рано или поздно превращаются в сильные возмущения под действием гравитационной неустойчивости. Независимо от своей предыстории, сильные возмущения — это сгущения вещества, в которых космологическое расширение полностью или почти полностью преодолено их собственным тяготением. Выше .

На предыдущей странице мы разобрались, что такое оператор присваивания – он используется для придания переменным конкретных значений. Следующим по важности использования можно назвать условный оператор. Но в чем его суть?

Помните, как в старой доброй сказке витязь стоял перед вещим камнем и читал надпись не нем: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»? Чего ждал он, о чем размышлял? Естественно, о проблеме выбора, ведь у него стояла не лёгкая задача – в любом случае витязь что-то терял. Благо, что нам нечего терять, но выбирать придется.

Представим себе классическую задачу решения квадратного уравнения: если дискриминант положительный – тогда уравнение имеет два разных решения, если он равен нулю – то одно, а при отрицательном дискриминанте вещественных решений нет вообще. Идея здесь одна – решение квадратного уравнения зависит от дискриминанта, а точнее – от его знака. Или ещё задача: определить количество дней в году. Естественно, что количество дней зависит от того, является год високосным или нет.

А вот пример геометрической задачи подобного рода: выяснить, будут ли три числа a, b и c сторонами треугольника. Мы знаем, что три числа будут сторонами некоего треугольника тогда и только тогда, когда сумма любых двух сторон этого треугольника больше третьей стороны. Здесь тоже, как мы видим, решение задачи зависит от некоторых условий (трех неравенств).

Эти три задачи объединяет одно: здесь нельзя просто так составить программу на Паскале, чтобы задача решалась «одним махом» – из-за наличия определенных условий. Поэтому в таких случаях на помощь приходит условный оператор, который распределяет выполнение операторов в зависимости от условий. Записывается следующим образом:

Читайте также:  1С изменить реквизит документа программно

Эта конструкция работает по такому принципу. Сначала проверяется условие (после if); если оно истинно, то выполняется оператор1 (после then), в противном случае – оператор2 (после else). И ещё: if означает «если», then – «тогда», else – «иначе». Все это зарезервированные слова в Pascal, всегда выделяются жирным шрифтом. Ещё одно важное замечание: перед else никогда не ставится точка с запятой, поскольку оно составляет единое целое с if и then. Поясним, как используется условный оператор на простом примере:

Перепишите этот небольшой код в среду PascalABC.Net и запустите (кнопка F9 на клавиатуре). Посмотрите, как программа работает. Здесь идет проверка температуры t воздуха – если она больше 0 (условие t > 0 после if), то выполняется оператор после then и мы увидим ответ: «вода не замерзла»; в противном случае (то есть при температуре от 0 и ниже: t ≤ 0 — это условие противоположное по отношению к предыдущему t > 0 ) выполнится оператор после else и ответ будет другим: «вода замерзла» (без кавычек). Это пример простейшей задачи на использование условного оператора. Другие задачи такого типа вы можете посмотреть в материале Сравнение чисел.

В этой задаче, правда, мы не учли температуру кипения воды (при нормальном атмосферном давлении — 100°С). Поэтому перепишем предыдущую программу немного по-другому:

Здесь надо сделать некоторые пояснения. Сначала мы проверяем отрицательную или нулевую температуру (t≤0): если это действительно так, то выполняется оператор вывода write(‘вода замерзла’) – это и есть оператор1. В противном случае (то есть, если температура положительная) должен быть выполнен оператор2, стоящий после else. Но мы видим, что там находится ещё одна конструкция условного оператора со своими if, then и else.

Тогда постает вопрос: что именно считать оператором2? А как раз эта вся конструкция и будет оператором2, поскольку программой она воспринимается как один оператор (условный оператор — единственный оператор, состоящий из трех частей: ifthenelse). Таким образом, здесь мы будем проверять положительные температуры: если температура меньше 100 (t write(‘вода нагревается’) , иначе (от 100 и выше градусов) вступит в действие write(‘вода закипела’) . Все это будет относиться к первому else.

Перепишите программу в PascalABC.Net и запустите. Вводите разные значения, помня, что при температуре от 0° и ниже вода замерзает, от 100° и выше – закипает, а во всех остальных случаях не замерзает и не закипает. Если результаты совпадают, значит программа работает.

Бывает так, что при истинности или ложности условия (после if) вместо выполнения одного оператора (оператора1 или оператора2) должна выполнятся целая группа операторов. В этом случае используются операторные скобки beginend, в которые записываются все необходимые команды. В общем случае запись такова:

Как видно, при истинности условия выполняется одна группа из N операторов, а при ложности – другой набор из M операторов. Условие (между if и then) тоже может состоять из нескольких частей. Для примера решим задачу о существовании треугольника по его сторонам:

Задача. Дано три числа: a, b и c. Определить, существует ли треугольник со сторонами, равными этим числам.

Как упоминалось выше, треугольник будет существовать при выполнении трех условий: a+b>c, b+c>a, c+a>b . Поскольку все три неравенства должны выполняться одновременно, то мы их объединим оператором and (логическое «и»). В итоге получим:

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Читайте также:  Resident evil сюжет серии

Условный оператор в Паскале

До рассмотрения данной темы в основном использовались линейные алгоритмы в Паскале, характерные для весьма простых задач, когда действия (операторы) выполняются последовательно, одно за другим. Более сложные алгоритмы предусматривают использование конструкция ветвления.

Блок-схема условного оператора:

Условный оператор в Паскале имеет следующий синтаксис:

if условие then оператор;

Полный вариант:

if условие then оператор else оператор;

Условный оператор в Паскале — if — служит для организации хода задачи таким образом, при котором изменяется последовательность выполнения операторов в зависимости от какого-либо логического условия. Логическое условие может принимать одно из двух значений: либо true (истина), либо false (ложь), соответственно, оно может быть либо истинным, либо ложным.

Составной оператор

Если при истинном условии необходимо выполнять несколько операторов, то их по правилам языка Pascal необходимо заключать в блок, начинающийся со служебного слова begin и заканчивающегося служебным словом end . Такой блок принято называть операторными скобками, а данную конструкцию — составным оператором:

Операторные скобки и составной оператор в Паскале:

if логическое выражение then begin оператор1; оператор2; end else begin оператор1; оператор2; end;

Перевод с английского оператора условия облегчит понимание его использования:


В условии (в логическом выражении) используются операторы отношения.
Рассмотрим список операторов отношения Паскаля:

  • больше >
  • меньше
  • больше или равно в Pascal >=
  • меньше либо равно в Pascal
  • сравнение в Pascal =
  • не равно в Pascal <>
Вариант 1 Вариант 2

Подробно разобраться в работе условного оператора в Паскале можно, просмотрев видеоурок:

Обратите внимание на то, как в данном примере выводится y . При выводе переменных типа real в pascal, можно использовать так называемый форматированный вывод, или запись с двумя двоеточиями:
y:6:2
— цифра после первого двоеточия ( 6 ) указывает на то, сколько знаков будет занимать число при выводе на экран
— цифра после второго двоеточия ( 2 ) указывает на то, сколько знаков после запятой вещественного числа будет выводиться

Таким образом, использование такой записи в pascal практически позволяет выполнить округление до сотых, тысячных и т.п.

Логические операции в Паскале (в логическом выражении)

Когда необходимо использовать двойное условие в Pascal, то понадобятся логические операции.

  • Логическая операция AND (И), поставленная между двумя условиями, говорит о том, что должны выполняться сразу оба эти условия (должны быть истинными). Логический смысл операции — «конъюнкция».
  • Поставленный между двумя условиями, знак OR (ИЛИ) говорит о том, что достаточно, если будет выполняться хотя бы одно из них (одно из двух условий истинно). Логический смысл операции — «дизъюнкция».
  • На языке Паскаль XOR — знак логической операции, имеющий смысл «строгая дизъюнкция» и указывающий на то, что необходимо, чтобы одно из двух условий выполнялось (истинно), а другое — не выполнялось (ложно).
  • Логическая операция NOT перед логическим выражением или переменной имеет смысл «отрицание» или «инверсия» и указывает на то, что если данная переменная или выражение истинны, то их отрицание — ложь и наоборот.

var n:integer; begin n:=6; if (n>5) and (n 7) or (n 7) xor (n 7) then writeln(‘истина’); end.

Вариант 1 Вариант 2

var a,b: integer; begin write(‘Введите A: ‘); read(a); b := a mod 2; if b>0 then writeln(‘true’) else writeln (‘false’) end.

Построение блок-схем по коду Паскаль

Теперь настало время вспомнить о том, что такое блок-схемы.
Блок схема — ориентированный граф, указывающий на последовательность операций, приводящую к решению поставленной задачи.

Существуют управляющие структуры трех типов:

следование ветвление повторение или цикл

Две из трех представленных структур блок-схемы мы уже можем перевести в код Pascal.

Результат:

«>

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector