Что такое словообразовательный разбор слова примеры

Что такое словообразовательный разбор слова примеры

Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким спо­со­бом.

Выясним, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лек­сем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и про­из­вод­ные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля». Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

  • неб о — корень/окончание;
  • земл я — корень/окончание;
  • рук а — корень/окончание;
  • голов а — корень/окончание.

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех мор­фем:

Понаблюдаем:

  • небе­са → под небес н ый;
  • зем­ля → земл ян ой → зем­лян к а;
  • вла­га → влаж н ый → у влажн и ть;
  • близ­кий → при близ и ть → при­бли­зить ся .

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное сло­во:

  • петь → запеть (начать петь);
  • крас­ный → крас­но­ва­тый (слег­ка крас­ный).

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окон­ча­ние:

  • чёрн ый → черн от а;
  • рук а → руч н ой;
  • красн ый → красн е ть.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вин а → вин овн ый → виновн ость

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для после­ду­ю­ще­го:

  • вин а → винов н ый;
  • виновн ый → виновн ость .

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру сло­ва.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го сло­ва.

Понаблюдаем:

  • ходи ть → при ходить
  • при­хо­ди ть → при­ход
Читайте также:  Телефон стал зависать что делать

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной мор­фе­мой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лек­се­мы.

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супру­га

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суф­фикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или зву­ков

пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
диван , кро­вать → диван-кровать
канат , ходи ть → кана­то­ход ец
мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

8. Переход из одной части речи в дру­гую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

  • ходить — при­ход; (ходить → при­хо­дить → при­ход);
  • мир — при­ми­ре­ние (мир → при­ми­рить → при­ми­ре­ние);
  • холод — холод­но­ва­тый (холод → холод­ный → холод­но­ва­тый).

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся невер­но.

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве сло­ва.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его мор­фе­мы:

монет к а — корень/суффикс/окончание

монет к ой — корень/суффикс/окончание.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную фор­му.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го сло­ва.

Монет а → монет к а.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над сло­вом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли 2 арти­сты цир­ка.

  1. Приехали — н. ф. при­е­хать;
  2. при­е­ха ть — осно­ва приеха-.
  3. ехать → при­е­хать ;
  4. еха ть — про­из­во­дя­щая осно­ва еха-.
  5. при- + еха ть = при ехать;
  6. при­ста­воч­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной 2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

  1. зем­ля­нич­ной — н. ф. зем­ля­нич­ный;
  2. зем­ля­ничн ый — осно­ва земляничн-
  3. зем­ля­ни­ка → зем­ля­нич­ный;
  4. зем­ля­ник а — осно­ва земляник-;
  5. зем­ля­ник а + -н- = зем­ля­нич­ный;
  6. суф­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния.
Читайте также:  Benq g920wa не включается

Пример 3

  1. Удесятерить;
  2. уде­ся­те­ри ть — осно­ва удесятери-;
  3. десять → деся­те­ро → уде­ся­те­рить;
  4. деся­тер о — осно­ва десятер-;
  5. у — десятер- и -ть;
  6. приставочно-суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния.

Внимательно изучи образцы разбора.

Разговорчивость

разговорчивость – сущ. со значением качества лица,
способ словообразования (далее: сс) – суффиксальный.

Комментарий:
Проверка правильности выделения словообразовательного средства* (далее: проверка).
*Проверка — это необязательный элемент анализа, но он поможет не допустить ошибки: разговорчивость – разговорчивый; разговорчивость – разборчивость, сбивчивость.

Угоднический

угоднический – прил., обозначающее угождающий тип поведения, речи,
сс – суффиксальный,
процесс, сопровождающий словообразование (далее: пр-с) — чередование согласных: к//ч.

Комментарий:
Проверка: угоднический – угодник (чередование согласных г//к); угоднический – политический, полемический.

Обуваться

обуваться – гл. с возвратным значением, т.е. «обувать себя»,
сс – суффиксальный.

Комментарий:
Проверка: обуваться – обувать; обуваться – одеваться.

Подоконник

подоконник – сущ. со значением "горизонтальная доска или плита под оконным проемом".

сс – приставочно-суффисксальный,
пр-с – чередование гласного о с нулём звука в корне.

Комментарий:
Проверка: подоконник — подснежник, подстаканник (приставочно-суффиксальный способ словообразования, поэтому проверяем приставку и суффикс не по отдельности, а сразу).

Синенький

синенький – прил. с уменьшительно-ласкательным оттенком значения,
сс – суффиксальный.

Комментарий:
Проверка: синенький – синий, синенький – красненький, чёрненький.

Повыписывать

повыписывать – гл. с добавочным значением производить действие «какое-то время или несколько раз»,
сс – приставочный.

Комментарий:
Проверка: повыписывать – выписывать, повыписывать – повыбрасывать, попришивать.

Вынуть

Вынуть – непроизводное слово, словообразовательной структуры не имеет.

Соловушка

соловушка – сущ. с ласкательным значением,
сс – суффиксальный,
пр-с: чередование согласных [в’]//[в], чередование [э] c нулём звука: соловей — соловья

Комментарий:
Проверка: соловушка – соловей; соловушка – скворушка, журавушка.

Утёнок

утёнок – сущ. со значением «маленькое существо, детёныш»,
сс – суффиксальный,
пр-с: усечение основы утк-.

Комментарий:
Проверка: утёнок – утк-; утёнок — котёнок, гусёнок

лжец – сущ. со значением лица, которое лжёт,
сс – суффиксальный,
пр-с: чердование согласных г//ж, усечение основы лга-.

Комментарий:
Проверка: лжец – лгать; лжец – певец, мудрец

Словообразовательный разбор необходим для определения:

  • Основы, от которой образовано слово;
  • Морфем, образующих слово;
  • Способа образования слова.

Например, слово «моряк» образовано от основы «мор» с помощью суффикса «як». То есть суффиксальным способом (море — моряк).

Важно: чтобы определить от чего образовано слово, нужно найти его лексическое значение.

Моряк — человек, который служит на море.

Словообразовательный разбор можно произвести только со словами, которые были образованы от других слов (производные).

Например, прилагательное «осенний» образовано от слова (существительного) «осень». Слово «слушатель» образовано от «слушать».

Слово, от которого образуется новое слово, называется производящим.

Непроизводные слова не поддаются разбору с помощью словообразовательного анализа. К непроизводные относятся такие слова, которые не образованы от иного слова.

Читайте также:  Как заменить знак в excel

Примеры: День, стул, стол.

Основа, от которой произошло новое слово, также может быть:

  • Производной («зимн» в слове зимний)

Состоит из нескольких морфем. Предполагает наличие другой однокоренной непроизводной основы.

Такая основа уже не может делиться на мелкие структурные части. И является одним целым, заключающим в себе лексическое значение.

Существует определенный порядок действий при словообразовательном разборе слова:

  1. Выявление начальной формы (прибежали — прибежать; клубничной — клубничный);
  2. Выделение основы слова (символы — основа «символ»; семейные — основа «семейн»; рассказать — основа «рассказ»)
  3. Определение является ли слово производным (ледник — производное; лёд — непроизводной)

Важно: если установлена непроизводное слово, то оно не подвергается словообразовательному анализу.

  1. Подобрать пару для производного слова, то есть, то слово, от которого оно образовалось (рыбный — рыба; переходить — переход);
  2. Выделение основы в производящем слове (луч — лучик; основа «луч»);
  3. Указание словообразовательных морфем:
  • Приставок (прилететь — приставка «при»)
  • Суффиксов (темнота — суффикс «от»)
  • Постфиксов (умыться — постфикс «ся»)
  1. Обозначить способ образования слова:
  • Приставочный — приставка прикрепляется к исходному слову (вкусно — невкусно);
  • Суффиксальный — суффикс присоединяется к исходному слову (земля — земляк);
  • Приставочно-суффиксальный — к исходному слову присоединяются суффикс и приставка (век — навеки);
  • Бессуффиксный — от исходного слова убирается окончание или окончание и суффикс. Образуются только существительные (дарить — дар)
  • Сложение двух слов — два исходных слова складываются в одно (школа — интернат);
  • Переход из одной части речи в другую (Больной палец уже заживает. Больной прошел в палату).

Прилагательное с лексическим значением — расположенный у моря.

  1. Начальная форма: заморский;
  2. Основа слова: «заморск»;
  3. Основа производная;
  4. Производящим словом является слово «море»;
  5. Основа производящего слова — «мор»;
  6. К производящей основе были присоединены словообразовательные:
  • Приставка «за»;
  • Суффикс «ск» (данный суффикс имеет значение близости признака и производящего слова);
  1. Способ образования: приставочно — суффиксальный.

Глагол с лексическим значением — надевать обувь на себя (возвратное значение).

  1. Начальная форма: обуваться;
  2. Основа слова: «обува» и «ся» (постфикс входит в основу слова);
  3. Основа производная;
  4. Производящим словом является слово «обувать»;
  5. Основа производящего слова — «обува»;
  6. К производящей основе был присоединен постфикс «ся»;
  7. Способ образования: суффиксальный.

Имя существительное с лексическим значением — место, где делают прически, стригут волосы.

  1. Начальная форма: парикмахерская;
  2. Основа слова: «парикмахерск»;
  3. Основа производная
  4. Производящим словом является прилагательное «парикмахерская»;
  5. Основа производящего слова — «парикмахерск»;
  6. Слово перешло из прилагательных в существительное;
  7. Способ образования: переход из одной части речи в другую.

Важно: чтобы определить является ли слово производным, необходимо поставить его в начальную форму. Если в нем будет только один корень, то скорее всего оно непроизводное. Исключением являются слова, переходящие из одной части речи в другую.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector