Исследователи из Бингемтонского университета (США, штат Нью-Йорк) доказали, что большинство людей рассматривают точку в конце сообщения как негативный признак. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Computers in Human Behavior.
Несмотря на то, что точка в конце предложения грамматически корректна, в электронной переписке большинство людей видит в ней отрицательную эмоциональную окраску. Чтобы подтвердить это предположение, доцент Силия Клин (Celia Klin) провела эксперимент на 126 магистрах Бингемтонского университета.
Каждому из участников дали прочитать 16 коротких примеров переписок, которые начинались с вопроса и заканчивались простым односложным ответом. Например, «Хочешь потусить вечером?» — «Конечно!». При этом часть ответов сопровождалась точкой на конце, а в части она отсутствовала.
По итогам опроса большинство участников расценили ответы с точкой как более лицемерные.
Текстовой переписке не хватает многих социальных маркеров, которые есть в общении лицом к лицу. Во время обычного разговора люди легко получают информацию об эмоциях собеседника с помощью взглядов, выражений лица, тона голоса, пауз и других признаков.
Очевидно, во время переписки люди лишены этих механизмов. Они полагаются на доступные им средства — эмотиконы, умышленные грамматические ошибки с целью воспроизведения произношения слов и, согласно нашим данным, пунктуацию.
Силия Клин, доцент
Исследование Клин также подтвердило, что восклицательный знак в конце сообщения люди чаще считают признаком искренности, чем наоборот.
Учитывая, что людям свойственно искать способы вести сложные и насыщенные деталями беседы, неудивительно, что текстовые переписки эволюционировали. Речь идёт о передаче той же самой информации [что и при общении лицом к лицу], только с помощью текста.
Силия Клин, доцент
Как показало недавнее исследование , нагрубить человеку в переписке через мессенджеры или соцсети можно просто поставив точку в конце короткого предложения. Оказалось, что пунктуация на просторах сети работает совсем не так как обучает ей в школе. Вот так простая точка теперь стала восприниматься как знак грубости или агрессии. Ответ в этой ситуации дают лингвисты Гретхен Маккаллох и Эрика Дарикс.
«Если пишете кому-то сообщение, то вы по умолчанию разбиваете каждое предложение, посылая каждый месседж отдельно. Это минимально необходимая информация — это само сообщение, а остальное воспринимается, как фон, который нужно интерпретировать отдельно», — говорит Гретхен.
Согласно исследованию Бингемтонского университета, студенты считают сообщения, заканчивающиеся точкой, менее искренними, чем те, что без неё. А вот в обычной речи точка, как правило, сопровождается понижением голоса, чтобы обозначить конец предложения, и несёт в себе коннотации формальности или серьёзности.
«Если вы ставите точку, то это может быть хорошо в случае, если сообщение, которое вы хотите отправить, и правда очень серьёзное. А вот проблемы возникают, когда в ваших по смыслу положительных сообщениях появляется точка в конце. Именно такое противопоставление создает ощущение пассивной агрессии», — рассказывает Гретхен.
В переписке в мессенджерах и соцсетях люди обычно отправляют каждое предложение отдельно. Поэтому точка и приобрела новый смысл. Так как же можно определить, действительно ли кто-то раздражён или просто использует точку в классическом смысле?
Лингвист из университета Астон в Бирмингеме Эрика Дарикс говорит, что всё зависит от контекста, к примеру, если человек обычно не пользуется точками в WhatsApp, а затем делает это, вероятно он как-то пытается донести свои чувства до оппонента. А еще Эрика отметила, что возраст и частота использования мессенджеров влияет на использование пунктуации и часто эти различия более значимы, чем культурные особенности между странами.
Использование неформальной грамматики и текстового сленга при обмене сообщениями дает некоторым моралистам повод обвинить человека в лени и несоблюдении правил языка. А вот, использования сленга или неправильного написания на самом деле требует больше усилий в эпоху автокорректора. Мессенджеры вынуждают людей придумывать новые способы передачи эмоций и смысла без использования языка тела или тона голоса. Смайлики и эмодзи могут помочь нам понять тонкости в общении. А вот подчеркнутое соблюдение правил орфографии создает ощущение высокомерного тона. Так что выбирайте свой стиль общения в мессенджерах, который близок вам по духу, естественно соблюдая правила хорошего тона.
«Текстовые сообщения являются одним из наиболее часто используемых методов коммуникации в компьютерной среде. Высокая скорость переписки имитирует живой диалог, что приводит к вопросу о том, являются ли критичными [в переписке] невербальные способы коммуникации, например, тон», — написали в своей работе исследователи.
Группа из 126 студентов-магистрантов прочла несколько диалогов из двух реплик в рукописной форме и SMS-сообщениях, которые являются типичными для повседневной переписки, например, приглашение посетить новое кафе и согласие от второго собеседника. В одном случае короткая реплика согласия (Ок, хорошо, звучит отлично) заканчивалась точкой, в другом знаки препинания не ставились в принципе.
Точка
Все участники эксперимента оценили SMS-сообщения с точкой как менее искренние. Наличие или отсутствие точки в рукописном тексте не влияло на мнение оценивающих.
Эксперты отметили, что точка является обязательным знаком с точки зрения пунктуации, но в переписке этот знак препинания является инструментом невербального общения, который большая часть респондентов воспринимает с негативным окрасом. Знак препинания стал эмоцией, выйдя на один уровень со стикерами и смайликами, заключили психологи.