Системы с пилот–тоном применяются в США, Канаде, Японии и европейских странах, включая СНГ. В этой системе КСС (см. рис.1) также содержит тональную часть, представляющую собой сумму сигналов U л и Uп , и надтональную часть, являющуюся результатом амплитудной модуляции поднесущей частоты fпн = 38кГц разностью сигналов Uл-Uп . Однако поднесущая здесь подавлена полностью. Для синхронного и синфазного ее восстановления в приемнике в спектр КСС введен специальный пилот – тон, частота которого fпг = fпн / 2. В спектре КСС пилот – тон располагается между тональной и над тональной частями.
где Uпт, wпг – амплитуда напряжения и частота пилот – тона, wпн = 2wпг – частота поднесущей
Uм = (Uл + Uп), Us =
(Uл — Uп).
В системе с пилот – тоном нормируются следующие показатели: частота fпт = (19кГц ± 2кГц), девиация частоты передатчика пилот – тоном (8…9% максимальной девиации). Поднесущая 38кГц находится в фазе с пилот – тоном. Это означает, что в моменты, когда напряжение ПТ пересекает ось времени (т.е. проходит через нуль) напряжение поднесущей пересекает эту же ось снизу вверх. Поднесущая частота после модуляции сигналом Us подавляется (на 40 дБ) так, чтобы она модулировала fнес передатчика не более чем на 1% max. девиации несущей.
Суммарная девиация несущей частоты передатчика сигналами Us, Uм не превышает 90% от max. девиации.
На следующем рисунке (Рис.2) показана структурная схема приемо–передающего тракта СФ радиовещания с ПТ.
М1 – суммирующая – вычитающая матрица создает сигналы Us, Uм.;
БМ – балансный модулятор, модулируется wп.н. частотой сигнала Us ;
БЗ – блок задержки, компенсирует задержку сигнала Us в БМ;
КСС модулируется МВ – ЧМ передатчик.
В приемном устройстве КСС снимается с выхода частотного детектора. Фильтр (Ф) выделяет пилот–тон, из которого путем удвоения восстанавливается поднесущая, совпадающая по фазе с подавленной поднесущей в пердатчике. В балансном детекторе (БД) выделяется разностный сигнал, который поступает на суммирующе–вычитающую матрицу М2, формирующую из U s и Uм сигналы Uл и Uп. ФНЧ служит для подавления надтональной части КСС. Постоянная времени цепей предыскажений в каналах Л и П в системе с ПГ равна 75мкс. (на рис.2 не указаны цепи предыскажений). Здесь изображен вариант с суммарно – разностным методом формирования и декодирования КСС. Однако, в принципе возможно применение любого из методов, рассмотренных нами ранее при декодировании КСС (при ПМК методе).
Преимущественное применение получил ключевой метод декодирования КСС, как обеспечивающий лучшие качественные показатели и поддающийся интеграции. Ключевой СД системы с ПТ имеет много общего с ключевым СД системы с ПМ.
Основное отличие — в способе формирования последовательности коммутирующих импульсов. В схеме на рис. 3 для этой цели используется ФАПЧ.
fгун выбирают равной удвоенному значению частоты поднесущей (76кГц) или кратной этому значению. Uфд = 0, при сдвиге фаз U’ пт и Uпт равном 90 0 .
Такой выбор позволяет с помощью деления частоты на два легко формировать последовательность коммутирующих импульсов в виде меандра с высокой степенью точности. Одновременно, путем использования противофазного выхода ДЧ и последующего дополнительного деления на 2 частоты следования импульсов, удается изящно решить задачу обеспечения необходимости фазового сдвига на 90 для сигнала сравнения подаваемого на ФД. При этом последовательность коммутирующих импульсов, поступающих на ЭК, имеет нужную начальную фазу. На выходах ЭК выделяются сигналы стереопары Uл и Uп, а также надзвуковые частоты. Последние заметно ослабляются при компенсации предыскажений (1/Ut (j
)) (75мкс.) и при необходимости дополнительного отфильтровываются с помощью ФНЧ.
На входе стереодекодера часто подключается широкополосный ФНЧ (0…53кГц) срезающий составляющие спектра за пределами КСС. Наличие такого фильтра позволяет улучшить помехозащищенность стереодекодера в некоторых случаях на величину до 30дБ.
В системе с ПТ очень важно при восстановлении поднесущей получить нужную фазу. При неточном фазировании нелинейные искажения на выходе ЭК резко возрастают и уменьшается переходное затухание между каналами.
Так, при ошибке поднесущей по фазе j переходное затухание оказывается равным:
b = 20lg(ctgj / 2).
При j = 20
b уменьшается до 20дБ.
Еще более точной должна быть фаза пилот–тона т.к. при удвоении его частоты ошибка по фазе также удваивается. Например, при сдвиге фазы пилот – тона на 45 j = 90
, b = 0 т.е. передача становится монофонической.
Особенностью системы с пилот–тоном является также опасность появления искажений из-за попадания в область частот пилот–тона гармоники сигнала Uм.
Так это вторая гармоника частоты 9,5 кГц или третья гармоника частоты 5,33кГц. И когда эти составляющие значительны по амплитуде, происходит “срыв синхронизации”, создающий искажения. В системе с ПМК ПТ отсутствует и восстановление поднесущей осуществляется по ней же (частично подавленной), которая равна 31,25 кГц и лежит далеко за спектром ЗС.
Передача по системе с ПМК занимает на 15% меньшую полосу частот, чем система с ПТ, (ПТ — fв – 46,25МГц) и обладает лучшей помехоустойчивостью. По качеству воспроизведения программы они примерно одинаковы.
К преимуществам системы с ПТ следует отнести то, что восстановление поднесущей в ней происходит в отдельном тракте, через который не проходит КСС. Это облегчает реализацию стереодекодеров с переключением и перемножением сигналов. Однако с развитием интегральной схемотехники и появления ряда новых технических решений эта задача решается и для ПМК.
ИМС 174 ХА14 и 174 ХА35.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
пилот-сигнал — ПС 1. Немодулированный сигнал, излучаемый на несущей частоте и обычно используемый для синхронизации. Для контроля условий распространения радиоволн, как правило, применяется несколько ПС, излучаемых на одной или разных несущих частотах. 2. В… … Справочник технического переводчика
пилот-сигнал — пилот сигнал, пилот сигнала … Орфографический словарь-справочник
Пилот-сигнал — Смодулированный сигнал одного из частотных каналов, используемый для измерения величины рассинхронизации частоты в канале ТЧР Источник: ГОСТ 24695 81: Устройства преобразования сигналов для радиоканалов тональной частоты. Типы и основные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
пилот-сигнал — пило/т сигна/л, пило/та сигна/ла … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Сигнал (значения) — Сигнал изменение физической величины, несущее информацию, кодированную определённым способом, либо синхронизированное (заранее оговоренное с получателем) отсутствие изменения физической величины. Одно из фундаментальных понятий кибернетики. В… … Википедия
Сигнал из космоса — Студийный альбом групп … Википедия
сигнал — 3.4 сигнал (signal): Воздействие на органы чувств оператора, характеризующее состояние или изменение состояния производственного оборудования. Настоящий стандарт описывает сигналы, распознаваемые органами зрения (видеодисплей), слуха… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Пилот. Часть 2 («Остаться в живых») — Серия Lost Название на русском = Пилот. Часть 2 Название на языке оригинала = Pilot, Part 2 Фотография = Номер серии = 1 сезон, 2 серия Воспоминания героя = Чарли Пэйс, Кейт Остин День на острове = 2 Автор сценария = Джефри Лейбер Дж. Дж. Абрамс… … Википедия
Пилот. Часть 1 — Таинственный остров англ. Pilot Серия телесериала «Остаться в живых» Номер серии Сезон 1 Эпизод 1 и 2 Режиссёр Дж. Дж. Абрамс Автор сценария Джеффри Либер Дж. Дж. Абрамс Дэймон Линделоф Воспоминания героя Джек (в первой), Чар … Википедия
Пилот. Часть 1 («Остаться в живых») — Таинственный остров англ. Pilot Серия телесериала «Остаться в живых» Номер серии Сезон 1 Эпизод 1 и 2 Режиссёр Дж. Дж. Абрамс Автор сценария Джеффри Либер Дж. Дж. Абрамс Дэймон Линделоф Воспоминания героя Джек (в первой), Чар … Википедия
Модуляция с пилот-тоном – это особый вид амплитудной модуляции, когда верхняя и нижняя огибающие модулированного колебания различны и изменяются в соответствии с передаваемыми сигналами. Эта модуляция принята западным стандартом УКВ трансляции и используется для стереофонического вещания в США и Западной Европе.
В диапазоне частот УКВ CCIR для организации стереорадиовещания применяется модуляция с пилот-тоном. Данная технология имеет много общего с системой с полярной модуляцией.
В этом виде модуляции используется сложный сигнал, называемый комплексным стереосигналом (КСС), низкочастотная часть которого (30—15000 Гц) содержит полусумму сигналов левого и правого каналов. Для обеспечения совместимости с монофоническими приемниками при модуляции с пилот-тоном в полосе частот 30-15000 Гц также передается суммарный сигнал (L+R), а для обеспечения стереоприема в полосе частот 23-53 кГц — разностный звуковой сигнал (L-R), полученный методом амплитудной балансной модуляции дополнительной поднесущей с частотой 38 кГц.
При балансной модуляции с целью уменьшения излучаемой передатчиком мощности сигнал несущей частоты полностью подавляется, и на выходе балансного модулятора остаются лишь две боковые полосы модулированного радиосигнала. Это заметно повышает эффективность использования мощности передатчика, которая не несет в себе информации. С другой стороны балансная модуляция порождает другую проблему: для того, чтобы получить в приемнике первоначальный спектр исходного АМ-сигнала, приходится передавать дополнительный пилот-сигнал с частотой вдвое меньшей, чем поднесущая (то есть 19 кГц). Стереодекодере приемника несущая частотой 38 кГц восстанавливается путем удвоения частоты пилот-сигнала.
Отметим также, что обязательным элементом стереодекодера в системе с пилот-тоном является режекторный фильтр-пробка для пилот-тона на частоту 19 кГц (МРХ-фильтр). Его необходимость вызвана тем, что при записи стереопрограмм с приемника на кассетные деки оснащенные шумоподавителем системы Dolby, неподавленный пилот-тон будет восприниматься схемой шумоподавления магнитофона как полезный звуковой сигнал. Это с неизбежностью приведет к нарушению нормальной работы схемы шумоподавителя. Проблема настолько серьезна, что, несмотря на наличие такого же фильтра на выходе приемника, практически все кассетные деки с «шумодавами» Dolby до сих пор в обязательном порядке имеют еще и собственный МРХ-фильтр.