Выбор игровой мыши. Киберспорт.
Основное
понедельник, 12 сентября 2016 г.
Какой сенсор мыши лучше? Часть 3-2. Проблемы PMW3310, S3988, PMW3366
Ранее мы говорили о плюсах топовых сенсоров PMW3310, S3988, PMW3366. Теперь поговорим о недостатках. Их немного, но они есть. Вопрос в том, насколько они критичны
Smoothing и лаг сенсора 3310/3998/3366
В сенсорах 3310, 3998 и 3366 применяется так называемое "сглаживание" или smoothing. В чем суть этой технологии?
А суть примерно в следующем: сенсор не передает данные о движении мыши после каждого фотографирования поверхности. Вместо этого, он делает несколько кадров, и затем передает уже усредненное "сглаженное" движение по всем этим кадрам. Как правило, цель такого сглаживания — это подавление шума на высоких dpi (см. jitter).
Для пользователя сглаживание может проявляться следующим образом:
1. Неестественное поведение мыши, особенно заметное при очень медленных или очень быстрых движениях. Например, если мышь резко стащить с коврика, сенсор будет выдавать считывания, даже когда поверхности под мышкой уже нет.
2. Задержка работы сенсора.
3. В сенсорах с переменным фреймрейтом (а у нас как раз такие сенсоры) в момент изменения этого самого фреймрейта может наблюдаться ускорение/замедление курсора. Это хорошо видно на графиках Mousetester’a.
![]() |
Влияние сглаживания на изменение fps сенсора |
Естественно, чем больше кадров использует сенсор для усреднения, тем сильнее проявляются вышеуказанные эффекты. При этом более информативным является время сглаживания — т.е. число кадров сглаживания, разделенное на фреймрейт сенсора. В рассматриваемых нами сенсорах ситуация следующая (приведеные данные для низких скоростей):
В 3998 время сглаживания зависит от dpi и составляет 4 мс при dpi меньше 1550; 8 мс при dpi от 1600 до 3150; 16 мс (. ) при dpi свыше 3200.
В 3310 на всех dpi сглаживание равно 4 мс
В сенсоре 3366 используется всего два кадра сглаживания (информация подлежит уточнению). И есть данные, что сам алгоритм работает на так, как в 3310 и 3998. Поэтому условно будем считать, что сглаживание в 3366 отсутствует.
По факту, реальная задержка сенсора примерно в два раза меньше времени сглаживания. В реальных тестах минимальный лаг 3310 и 3998 равняется 2 мс, а соответственно максимальный лаг для 3998 составляет 8 мс (на высоких dpi). При этом лаг 3366 составляет менее 1 мс (по сравнению с эталонной Microsoft 1.1)
![]() |
Лаг сенсора S3998 может достигать 8 мс. (c) overclock.net |
2 мс лага в 3310/3988 даже при самых оптимальных настройках — это не так уж много, но они есть. И кроме того, остальные негативные эффекты сглаживания никуда не уходят. Другой вопрос, ощущает ли это пользователь. Тут все индивидуально: в зависимости от силы сглаживания кто-то чувствует, а кто-то нет. В конце концов, сама тема сглаживания начала бурно обсуждаться в игровом сообществе именно из-за того, что кто-то там заметил, что мышь работает как-то не так.
Если вы хотите проверить, чувствуете ли вы сглаживание, возьмите какой-нибудь Razer Deathadder 2013/Chromа, поставьте 3200 dpi и поводите мышкой, (соответственно, нужно уменьшить чувствивтельность мыши в операционной системе или игре). Следует также помнить, что сглаживание лучше заметно на мониторах с частотой 144 Гц.
По мнению Криса Пэйта, специалиста компании Logitech, сглаживание может стоить вам одного-двух пикселей в ответственной игровой ситуации. Хоть он очевидно пиарит свою продукцию (PMW3366 пока эксклюзивно устанавливается в мышках Logitech), но это заявлениe вполне похоже на правду.
Следует также помнить, что сглаживание может применяться и на уровне микроконтроллера мышки, что в свою очередь добавляет еще до 2 мс задержки сенсора. Тут все зависит от модели микроконтроллера и желания/нежелания производителя что-то менять. Будьте осторожны.
PMW3360 — это открытая для всех производителей версия PMW3366. В настоящее время наблюдается интенсивный рост числа моделей с этим датчиком.
Пока из видимых отличий от оригинального 3366: нативные dpi с шагом 100, а не 50. Также у PMW3360 было замечено существенное сглаживание при dpi выше 2000 (приблизительно). Пока наблюдаем. Потенциально, это очень сильный сенсор
Линза в PMW3366
После выхода logitech g303 обнаружилось, что в этой мышке плохо закреплена линза (непонятно, во всех устройствах, либо только в части). Соответственно, при резких движениях линза смещается и мы получаем погрешность.
Одно из последних тестирований показало, что примерно у половины моделей с сенсором PMW3366/PMW3360 есть этот баг.
Чтобы проверить сенсор на предмет плохой линзы, не надо трясти мышь и слушать, что же там болтается. Наиболее достоверная методика проверки такая:
1. Установить 12000 dpi.
2. Заклеить сенсор изолентой.
3. Слегка нажать на изоленту, чтобы убедиться, что сенсор реагирует.
4. В программе MS Paint выбрать инструмент "карандаш", зажать левую кнопку и сильно потрясти мышь.
Если карандаш после такой процедуры нарисует только одну точку, значит все впорядке. А вот если получится жирное пятно — значит у нас проблема. Устройство надо менять.
При 12000 dpi погрешность сенсора из-за плохой линзы может составлять до 10 считываний. Соответственно, при 800 dpi можно ожидать примерно одно ошибочное считывание.
В конце хочется отметить пару моментов:
1. Все сенсоры из рассматриваемой тройки технически очень мощные и гарантируют пользователю очень высокую точность позиционирования. Однако, если суммировать все качественные показатели, сенсор PMW3366 все-таки оказывается наиболее сильным и точным.
2. Пока непонятно, что нас ждет дальше. Всю жизнь пользователи боролись с многочисленными проблемами игровых сенсоров: низкая предельная скорость работы, угловая привязка, угловые ошибки, акселерация, плохое влияние коврика и т.д. И если в отношении 3310 и 3988 все еще можно напирать на сглаживание, то PMW3366 одним махом разрешил все наши проблемы. Ну, допустим, еще год-другой рынок будет переходить на 3360 и допиливать прошивки/программное обеспечение. А что дальше?
3. Таким образом, субъективно финальный рейтинг сенсоров будет выглядеть примерно так:
PMW3366 > S3988 > PMW3310 > A3090 = PMW3320 (AM010/SDNS-3059) > A9800 > A3050 > PAW3305
На этом пока всё. Покупайте хорошие девайсы.
55 комментариев:
Спасибо большое. Очень полезная информация.
Только нету AM010 в финальном рейтинге). 3090=3059=3020? То есть они субьективно в играх ведут себя одинаково? Нет ли у кого-то из них небольшого преимущества (ну при условии нормальной реализации производителем)? А так еще раз подчеркну, что блог у меня теперь в закладках. Главное не бросайте это дело. можно, например, про коврики что-то подобное написать 🙂 (я имею ввиду какой-нибудь рейтинг составить).
При условии нормальной реализации производителя, А3090 будет лучше (как в logitech g400s например или Roccat Savu), потому что углы лучше считает. Но если брать реальную ситуацию на рынке, то тут трудно однозначно сказать.
Скорее так: 3059 Удалить
Спасибо автору!
Ждем обновления по рейтингу мышей и реализациям!
И ещё, что бы представлять лаг мышки хотелось бы примерно ориентироваться лаге системника и монитора.
Например, у моника сходу 1/fps + паспортный отклик будет. Для 60 fps это 17-25. На этом фоне лаг от мышки в 16мс выглядит жопой полной. Но если инпут лаг моника 20, да все процессы в компе ещё 20 — то уже получше. Но всё-равно то ли 60мс, то ли 75 разница в комфорте будет.
А будут подобные обзоры на сенсоры которые стоят в легендарных мышах(мх300, мs3.0, кинзу и др.)?
На эту тему автор вскользь сказал "майкрософт головного мозга")) Впрочем тема, конечно, очень интересна. Про сравнение классических сенсоров из старых мышей и новых сенсоров.
>>"Ну, допустим, еще год-другой рынок будет переходить на 3360 и допиливать прошивки/программное обеспечение. А что дальше?"
Шарик? В клавах механику вернули же..)
А дальше инновации! Ибо нет придела совершенству и как бы уважаемый автор блога не "язвил" про "майкрософт головного мозга" лучше MLT04 пока ничего нет.
А дальше у нас 3330 в средняках с 3% акселем и 8к фпс (очень схож по параметрам с 3360, но хуже во всём)
И 3325, который 3320.
Короче, пока лоджитек и пиксарт не решат сделать новый топ — рынок и дальше будет стоять. Наверно ещё года 3-4, пока можно делать деньги за старые продукты.
А потом выйдет новое поколение и его засрут люди с млт04 головного мозга, возможно к ним ещё и 3360 с ам010головного мозга примкнут
А что скажите о такой мышке как logitech mini? Чем эта мышь так хороша что корейские "боги старкрафта" до сих пор на ней играют.
Автор, am010 ≠ sdns3059ss
Первый имеет хорошее позиционирование при резких движениях, а второй будто всё время плавает в киселе. В микроконтроле они практически равны, разве что в g100s все движения ощущаются более резкими.
Проверял всё лично сам, на одном ковре x7-500mp, 500dpi. Если есть возможность — перепроверь мои наблюдения. На одну полку с am010 я б их не ставил.
У мышки Razer DeathAdder Chroma Overwatch (https://vk.cc/5Vi866)
сенсор Avago ADNS-S3989. о нем в статье ничего..
Что лучше, ADNS-S3989 или PMW3366(логитеч G403/G303).
Это один и тот же сенсор
нет, не один и тот же
3360(3366) лучше. ADNS-S3989 это тот же S3988.
чем лучше то? чем тебя не устраивает 3988?
Добрый день! Посоветуйте с выбором,
Logitech G403 Prodigy wired
Logitech G502 Proteus Spectrum
SteelSeries Rival 700
Спасибо
Смотря для чего брать. Если для КС, то вес, размеры и форма могут иметь значение. Я бы брал g403, она дешевле, кнопок необходимый минимум (боковые так вообще шикарные в плане расположения, размеров, тактильно отлично находятся, но может люфтить ближняя боковая), она легче, размеры более компактные, форма удобнейшая для эргономики, колесико хоть не на оптическом энкодере, но тихое при прокрутке, сенсоры у всех трех мышек топовые. На мой взгляд единственные косяки g403 это люфты кнопок и пусть и мягкий, но приэтом тяжелый провод в оплетке, который утягивает мышь.
И да, если рассматриваете rival 700, то по-идеи в этой же ценовой категории находится и беспроводной вариант g403. Она вроде лучше собрана, чем проводная версия, отсутствие провода повышает удобство (при желании его можно родключить), но пишут, что есть небольшая задержка при работе без провода (при подключенном проводе пока неизвестно), ну и весит немного больше, чем проводной вариант.
кто пишет? я наоборот везде только вижу, что никакой задержки нет, в том числе и от очень сильных геймеров
Спасибо за ответ. Сегодня в 5элементе видел Rival 300, ради интереса решил посмотреть. Так вот, форма, лично мне, не понравилась, какой-то дискомфорт для большого пальца, И САМОЕ ГЛАВНОЕ — КОГДА КОНСУЛЬТАНТ ДОСТАЛ ЕЕ ИЗ КОРОБКИ, Я ЗАМЕТИЛ, ЧТО НОЖКИ НЕ ПРИКЛЕЕНЫ(ТЕ, ЧТО СО СТОРОНЫ ПРОВОДА) И ЧАСТИЧНО ТОРЧАТ. В ИТОГЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ИСПОРЧЕНО.
спасибо за статью
Я начинающий геймер, решил купить игровую мышь, нп ней стоит сенсор Avago 9800. Прочитав ряд статей, я понял, что в настоящее время он утратил свою актуальность. Геймеры со стажем, ответьте на вопрос: Будет ли мышка с сенсором Avago 9800 хорошо вести себя при резких движениях, не будет ли срывов? В данный момент этот сенсор являетя доступным и довольно дешевым, по сравнению с новинками. Если же он плох, то посоветуйте пожалуйста дешевые мыши с сенсорами Pixart 3360/3366. Заранее спасибо)
- Цена: 24.99
- Перейти в магазин
Всем привет, это небольшой обзор проводной мышки, от набирающего обороты производителя «Motospeed», игровая модель под названием «V20». Из особенностей: есть подсветка, сенсор: Pixart 3325, неплохое качество сборки. Давайте рассмотрим её подробнее.
Режимы чувствительности 500/800/1000/1500/2000/3000/4000/5000 dpi.
Частота опроса по USB: 500 Hz,
Время отклика: 2 мс.
Максимальное ускорение: 20 G.
Ресурс переключателей: 20 миллионов нажатий,
Сенсор: PixArt PMW3325
Устанавливаем драйвер с сайта. Скачиваем архив на 5 мегабайт и распаковываем в удобном месте.
Есть простой и расширенный режим настроек:
В простом режиме (basic) можно назначить отдельную функцию на каждую кнопку, например тройной клик на боковую кнопку, или же двойной клик, можно установить время ответа мыши, и настроить подсветку и её яркость (можно отключить вообще), в общем настроек достаточно.
В расширенном режиме найдём макросы, настройки скорости мышки, скорость двойного клика и не только.
Платить за расширенный функционал (вы знаете на кого я намекаю) здесь не нужно, еще я забыл упомянуть о такой возможности: есть тонкая настройка выстрела, можно привязать дополнительную кнопку например. На определенную кнопку можно привязать действие, например открывать нужную программу или проводник, удобно. Всего у нас 7 кнопок, каждую можно перенастроить.
Более точная настройка RGB подсветки:
Итого: мышкой доволен, срывов во время игры не наблюдал. Подсветку можно совсем убрать, или выбрать её режим (есть медленный например, при котором сильно не напрягает). По поводу сенсора, на сайте уже был обзор, и я поддерживаю этот комментарий, за свои 25$ мышь действительно годная.
Как-то так…
На этом у меня всё, спасибо за внимание.
UPD. Спустя 10 дней:
-на кнопках, а так же на боковой панели (ниже боковых кнопок) остаются круговые разводы, не отмываются. Пробовал влажной салфеткой — всё равно остаются.
-колесо более-менее разработалось, теперь оно стало плавнее.
-на привыкание ушло 2 дня, но спустя 2 недели использования — стало еще удобнее. В игрушках мышь приятная, особенно с правильно подобранными настройками.
-подсветка горит даже если пк полностью выключен, отрубил насовсем.
-покрытие скользкое, особенно первые дни, дальше лучше, но по-прежнему рука немного соскальзывает.
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
RGB — повелительница моего сердца.
Шалом, Намасте, Hallo, 没有, сегодня поговорим и рассмотрим мышь usb, но не простую ( а геймерскую с rgb- подсветкой). Итак поехали.
Комплектация: Мышь, листок с инструкцией, наклейка.
Что привлекло меня в этой мышке:
1) сдержанный дизайн (это тебе не no name мышки где всего и побольше, а именно переключателей, дополнительных кнопок другого цвета), тут все сдержано я бы сказала это новая классика;
2) как же она удобно лежит в руке, большой палец без проблем переключает боковые клавиши, форма очень обтекаемая и рука буквально парит над столом;
3) мощный функционал мышки ( о ее характеристиках расскажу ниже);
1) тип датчика и интерфейс — оптический & usb;
2) количество кнопок — 8;
3) сенсор — PixArt PMW3325 Gaming Engine;
4) частота кадров — 4600 FPS;
5) время отклика — 0.2 мс;
6) скорость обработки — 3.61 М пикс/сек;
7) целых 5 уровней установления RGB .
Подсветка создает эффект "Нового Года". Фото конечно показывает не всю мощь и динамичность данного устройства, но я обязана поделится с вами этой красотой.
К плюсам я еще могу отнести провод в оплетке. Тут точно можно быть уверенным в надежности, мышки прослужит вам очень долго.
Про металлические ножки можно слагать отдельные баллады и песни)
И конечно маленький бонус от компании A4Tech Bloody — маленькая наклейка руки (которая кстати идет в комплекте).
Выводы: Если вы давно ищете хорошую геймерскую мышь, но постоянно все было не то (не та форма или цвет). Это идеальный вариант, который сочетает в себе все характеристики для идеальной игры. RGB — подсветка не даст скучать, а если надоест переливание — цвет можно настроить под себя. Все продумано до мелочей — от металлических ножек до кабеля в оплетке (что не мало важно). Единственный минус этой идеальной малышки — цена, около 2000р. Но если для Вас игра превыше всего это самая низкая жертва. Спасибо за внимание, всем хорошей игры.