Презентация к уроку "Разделительные знаки препинания в СП", пошаговая работа по теме и тестовые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnye_znaki_prepinaniya.pptx | 68.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
Проверь себя Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля , овеянные морским воздухом, или попадалась навстречу пара волов в ярме, влачивших тяжёлую повозку на скрипучих колёсах,в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. Разъехаться с ними на узкой дороге было нелегко . Иногда под тенистым дубом стоял, опираясь на посох, старый пастух, с лицом как из бронзы, в овчине, невзирая на жаркий день, и с любопытством на проезжавших путешественников. ( А. П. Ладинский )
1) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут. (А. С. Пушкин) 2) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. М. Пришвин) 3) Это кто такие и что им надобно ? (А. С. Пушкин)
Тире в ССП БЫСТРАЯ СМЕНА СОБЫТИЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Знаки в ССП не ставятся Части объединены общим второстепенным членом предложения (дополнение, обстоятельство) Части объединены общим придаточным предложением Все части предложения являются побудительными, вопросительными или восклицательными предложениями
Упражнение 69 (1, 2,5) Запишите предложения, определите его вид по строению, объясните постановку знаков, составьте схему.
Упражнение 72 Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Объясните знаки в ССП.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1 . Укажите, в каких предложениях союз и соединяет частисложного предложения (знаки препинания не расставлены). а) Придя на знакомое место он легко проскользнул вперёд и снова увидел то же самое. б) И ветер дул и туча росла и глухо ворчала. в) В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок. г) Сорвётся яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад .
2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены ). а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор . в) Солнышко село и зорька погасла. г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
3. Укажите слово, которое не может выступить в роли общего второстепенного члена в сложносочинённом предложении. а) весной б ) раздвинулись в) у пристани г ) от толчка
4. Укажите предложение, соответствующее схеме. и а) Он знак подаст — и все хохочут. б ) Раздался звонок — и ребята с шумом выбежали из класса. в) Минута — и за горизонтом появилось бледное зарево. г) Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег.
Домашнее задание Упражнение 71 Составить словарный диктант на тему «Н – НН в разных частях речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы.
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе.
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока — работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий.
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте".
Данный материал представляет собой презентации к урокам русского языка для учащихся 5 классов. Материла подобран с учетом возратсных особенностей цяащихся.
Презентация для урока знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100".
Цели: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой в сложносочинённом предложении; выяснить, когда части сложносочинённого предложения разделяются запятой, тире;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения»
16. Урок русского языка в 9 классе.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения (§ 16)
Цели: 1) познакомить учащихся с условиями постановки запятой в сложносочинённом предложении; выяснить, когда части сложносочинённого предложения разделяются запятой, тире; 2) научить различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и сложносочинённые предложения, правильно ставить необходимые знаки препинания в соответствии с изученным правилом, обосновывать условия постановки/непостановки необходимого знака препинания.
I. Проверка домашнего задания.
Один ученик работает у доски: записывает из упр. 68 текст, расставляет пропущенные запятые, подчёркивает члены предложения в сложносочинённом предложении, определяет смысловые отношения частей. Другие ученики читают слова, помещённые в зелёной рамке на с. 41, соблюдают правильный вариант постановки ударения, определяют значение слова нерест (метание рыбами-самками икры и одновременное оплодотворение её самцами).
Учащиеся читают десять сложносочинённых предложений с различными союзами из произведения А. С. Пушкина, определяют смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав сложных.
II. Объяснение нового материала.
На доске проецируются предложения:
1) Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут. (А. С. Пушкин)
2) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. М. Пришвин)
3) Это кто такие и что им надобно? (А. С. Пушкин)
Прочитать сложносочинённые предложения, указать смысловые отношения между простыми предложениями в сложносочинённых, объясняют постановку тире перед союзом и в первом предложении.
— Почему во втором и третьем предложениях не стоит запятая перед союзом и?
Между частями сложносочинённого предложения иногда ставится тире перед союзом и, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену событий.
Во втором предложении запятая не ставится, так как его, части объединены общим второстепенным членом.
В третьем предложении запятая не ставится, так как обе части сложносочинённого предложения вопросительные.
Чтение теоретического материала на с. 42,§ 16, обратить внимание на то, что сложносочинённое предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 69 записать предложения, расставляя, где нужно, запятые, указать союзы, определить их группу и роль в предложении, начертить графические схемы, объяснить, как отличить простое предложение от сложного.
— Обратите внимание на правописание слов реактивный, реакция, данных в зелёной рамке на с. 43.
Реакция 1 (лат. re — против + actio — действие).
1. Действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие. 2. биол. Ответ организма на внешние или внутренние раздражения, напр. иммунологические, физиологические, психологические реакции. 3. Резкая перемена в самочувствии, переход к состоянию, которое противоположно прежнему, напр. упадок сил после эмоционального напряжения. 4. Реакция химическая. 5. Реакция ядерная, реакция цепная ядерная.
Реакция 2 — активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения отживших общественных порядков.
Реактивный (лат. re — против + actio — действие):
1. Служащий реактивом при химических анализах.
2. Относящийся к образованию такого движения, при котором на движущееся тело действует сила вытекающей из него струи газа, пара и т. п. в сторону, противоположную движению. 3.Способный отвечать на воздействие извне, наступающий под влиянием внешнего воздействия.
Слова реактивный, реакция записать в словарь, составить с ними сложносочинённые предложения, простые предложения с однородными членами.
2. В упр. 70 продолжить предложение так, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом и; 2) сложное предложение, части которого соединены тем же союзом. начертить схемы.
3. В упр. 71 записать предложения, расставляя пропущенные запятые, подчёркнуть грамматические основы в сложных предложениях, указать союзы в сложносочинённых предложениях, объяснить смысловые отношения частей.
1. Укажите, в каких предложениях союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
а) Придя на знакомое место он легко проскользнул вперёди снова увидел то же самое.
б) И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.
в) В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.
г) Сорвётся яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.
2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
а) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
б) Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.
в) Солнышко село и зорька погасла.
г) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
3. Укажите слово, которое не может выступить в роли общего второстепенного члена в сложносочинённом предложении.
а) весной в) раздвинулись
б) у пристани г) от толчка
4. Укажите предложение, соответствующее схеме.
а) Он знак подаст — и все хохочут.
б) Раздался звонок — и ребята с шумом выбежали из класса.
в) Минута — и за горизонтом появилось бледное зарево.
г) Хлынет дождь — и засверкает весь речной берег.
3. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединитель¬ный союз.
А. Прошёл час, другой, а мальчик всё не возвращался.
Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.
В. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.
Г. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрямство.
Д. Месяца не было, звёзды тоже не светили.
Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.
Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
А. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся весенняя гроза.
Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.
В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.
Г. За телегой шёл солдат и бежали густые толпы народа.
Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.
Е. Отец любил порядок и порядок любил его.
Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.
5. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
А. Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжёлые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжёлых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.
6. Укажите предложение, которое соответствует схеме [ ] и [ ] (знаки препинания не расставлены).
А. По улицам двигались тяжёлые грузовики и мчались легковые машины.
Б. Год проходит и Фёдор возвращается домой.
В. Остап уже занялся своим делом и давно отошёл к куреням.
Г. С востока надвигались тучи и оттуда потягивало влагой.
7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
а) б) в) г)
рез…денция е и е и
пр…тензия е е и е
пр…оритет и и е е
пр…вилегия е и е и
9. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
А. На свободу русского народа пыталось посягнуть множество врагов.
Б. Никто из пришедших не поздоровался с ней.
В. Разведчик не раз побывал в тылу врага.
Г. На конференции состоялся обмен мнений.
Д. Большая сила воли была характерна для этого героя.
Е. От него не было ни слуха ни духа.
Ж. Его вклад в работу был существен.