На железной дороге для натяжения проводов используется показанная на рисунке система, состоящая из легких блоков и тросов, натягиваемых тяжелым грузом. Чему равна сила натяжения провода? (Ответ дайте в ньютонах.) Трение в осях блоков мало. Блоки и нити считайте невесомыми.
Система, представленная на рисунке состоит из трех блоков: двух подвижных и одного неподвижного. Назначение неподвижного блока заключается только в том, что он меняет направление действия силы, однако никакого выигрыша в силе при этом не возникает. Каждый подвижный блок, напротив, дает выигрыш в силе.
Определим силу, с которой натянута первая нить (на рисунке обозначена зеленой стрелкой). Груз растягивает ее с силой:
Рассмотрим теперь первый подвижный блок. Так как вся система статична, полная сила, действующая на этот блок, должна быть равна нулю. Первая нить тянет его направо с суммарной силой значит, натяжение второй нити тоже должно быть равно
(вот он — выигрыш в силе). Аналогичное рассмотрение для второго подвижного блока показывает, что натяжение провода должно быть равно
Из пружинного пистолета выстрелили вертикально вниз в мишень, находящуюся на расстоянии 2 м от него. Совершив работу 0,12 Дж, пуля застряла в мишени. Какова масса пули, если пружина была сжата перед выстрелом на 2 см, а ее жесткость 100 Н/м?
Согласно закону сохранения механической энергии, имеем два равенства:
где и
— скорости летящей пули соответственно на высоте и непосредственно перед мишенью. Вся энергия подлетевшей к мишени пули потрачена на механическую работу, так что
Решая полученную систему уравнений, находим массу пули:
Здравствуйте! Не учтена работа силы тяжести во время движения пули внутри ствола (2 сантиметра), ведь сказано, что пистолет направлен вертикально вниз. Следовательно, пока разжимается пружина, разгоняя пулю, на эту пулю уже действует сила тяжести, совершающая работу по разгону пули.
Потенциальная энергия пули отсюда эм*же*(аш1+дельта икс). Я неправ?
— этим смещением можно пренебречь.
Если бы это было существенно, тогда в условии должна была быть информация, от какой точки пистолета отсчитывается расстояние до мишени: от конца пружины в сжатом состоянии, от конца пружины в несжатом состоянии, от конца дула?
Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны и
Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом
На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30 %?
Пусть m — масса куска пластилина, M — масса бруска, — начальная скорость бруска с пластилином после взаимодействия. Согласно закону сохранения импульса имеем:
Так как то
По условию конечная скорость бруска с пластилином По закону изменения механической энергии имеем:
Ответ:
Объясните пожалуйста формулу (после слов: "По закону изменения механической энергии имеем: . ")
Там просто записан закон сохранения энергии. Его можно мыслить следующим образом: кинетическая энергия системы переходит в тепло за счет работы силы трения
и в новую кинетическую энергию
.
Можно всю эту строчку переписать следующим образом:
Эту запись мы трактуем следующим образом: изменение кинетической энергии равно работе силы трения (работа этой силы отрицательна в данном случае).
Как записывать — это вопрос привычки и удобства.
Очень некорректное задание. мы, почему-то, до момента столкновения не учитываем коэффициент трения бруска, ведь он по мере приближение с пластилином замедляется. И совершенно не понятно, как пластилин перестал касаться поверхности. Запрыгнул на брусок что ли? да же если и так, то мы так же как и с бруском должны были учесть его коэффициент трения до столкновения. Тогда было бы хорошо указать, что пластилин с поверхностью не создает трения.
В условиях задачи даны скорости пластилина и бруска перед самим моментом удара. Если авторы ничего не говорят про коэффициент трения пластилина о поверхность, то можно считать, что пластилин с поверхностью не создает трения либо оно пренебрежимо мало.
Доброго времени суток!
Можно узнать, считается ли ошибкой, если решать задачу иным способом? Т.е. после закона сохранение импульса расписать все силы, действующие на брусок и пластилин, оттуда найти, что ma=Fтр, а отсюда a=mюg. Далее же просто поставить все под формулу
Два одинаковых груза массой каждый подвешены на концах невесомой и нерастяжимой нити, перекинутой через невесомый блок с неподвижной осью. На один из них кладут перегрузок массой
после чего система приходит в движение. Найдите модуль силы
действующей на ось блока во время движения грузов. Трением пренебречь.
Запишем, на основании второго закона Ньютона, уравнения движения для обоих грузов в проекции на вертикальную ось, направленную вниз (см. рис.):
Здесь через и
обозначены проекции ускорений грузов
и
на вертикальную ось, а через
и
— проекции сил натяжения нити на ту же ось.
В силу условия задачи из-за нерастяжимости нити а из-за невесомости блока и нити и отсутствия трения
Кроме того, в силу третьего закона Ньютона
(здесь
— сила, действующая на блок со стороны его оси).
Из написанных уравнений получаем:
Подставляя числовые данные и проверяя размерность, имеем:
Ответ:
На данном уроке, тема которого «Решение задач по динамике. Движение связанных тел», мы решим несколько задач, применив уже известные нам законы динамики, и обратим внимание на особенности решения задач, в которых взаимодействуют несколько тел.
Введение
Мы продолжаем изучать динамику – раздел физики, изучающий причины возникновения механического движения.
Часто мы решаем задачи, в которых есть несколько связанных между собой тел, на каждое из которых действуют несколько сил. Мы уже решали задачи по динамике и знаем, как это делается. Как обычно, мы:
1) определяем все силы, действующие на тело;
2) выбираем удобную систему координат;
3) применяем второй закон Ньютона, то есть записываем векторную сумму действующих на тело сил и приравниваем ее ;
4) чтобы привести уравнение к виду, в котором мы можем его легко решить,
записываем его в проекциях на выбранные оси координат.
Решение задач. Задача 1
Задача
Два ученика на роликовых коньках держатся за веревку, протянутую между ними. Когда они начинают вдвоем вытягивать веревку, первый начинает двигаться с ускорением . С каким ускорением движется второй, если его масса в 1,5 раза меньше? Силой трения между землей и роликами пренебречь.
— в задаче описаны два ученика, связанные через веревку;
— на каждого ученика действует сила тяжести
Рис. 1. Силы, действующие на первого ученика (слева), второго (справа)
— ученики взаимодействуют между собой через веревку с силами, по третьему закону Ньютона, равными по модулю: .
— силы, действующие на каждого ученика, вызывают его ускорение, будем применять второй закон Ньютона. Ученики не связаны веревкой жестко, они вытягивают веревку, перехватывая ее, поэтому их ускорения могут отличаться.
Обратим внимание, что, применяя второй закон Ньютона к ученику, мы учитываем именно силы, которые действуют на ученика. Мы не должны, например, ошибочно учесть силу, с которой ученик тащит на веревку, нам важна сила, с которой веревка действует на ученика.
Решение
Выберем систему координат. Удобно направить ось х вдоль веревки, а ось у перпендикулярно ей вверх (рис. 2).
Рис. 2. Выбранная система координат
Применим второй закон Ньютона для каждого тела:
Запишем полученные выражения в проекциях на выбранные оси координат. В проекции на ось у имеем
С учетом того что
Приравняв правые части уравнений, получим: .
Задача решена: ускорение второго ученика в полтора раза больше ускорения первого.
Решение задач. Задача 2
На нити, переброшенной через неподвижный блок, подвешены грузы массами m и 2m. С каким ускорением будут двигаться грузы, если их отпустить? Трением в блоке пренебречь.
— в задаче описаны два связанных груза;
— на каждый из них действует сила тяжести и одинаковая по модулю сила натяжения нити (по третьему закону Ньютона);
— грузы жестко связаны нерастяжимой нитью, значит, они оба движутся с одинаковым ускорением, по второму закону Ньютона, вызванным равнодействующей силой для каждого груза;
— естественно предположить, что ускорение будет направлено в сторону более тяжелого груза (рис. 3).
Рис. 3. Силы, действующие на грузы
Решение
Тела движутся вдоль вертикального направления, поэтому направим координатную ось вертикально, например, вниз.
Применим второй закон Ньютона для каждого тела:
Запишем в проекции на ось у и получим систему уравнений: .
Остается решить систему и найти ускорение, которое получим равным .
Математическая часть решения задачи
Вычтем второе уравнение из первого:
Решение задач. Задача 3
Два бруска, массы которых равны — решим задачу для случая а. Тогда на первый брусок действует сила тяжести